Санкт-Петербург: Ролевая игра – не только про костюмы
12 мая – Молодёжные новости. «Нить Ариадны» - детский лагерь, где ребята попадают в любимые кино- и игровые вселенные благодаря ролевым играм. Школьники погружаются в любимые миры, а специалисты помогают им найти профессию по душе. Как родилась эта идея, почему входить в ролевую игру может быть непросто даже ребёнку и какие вселенные больше всего уважают сами вожатые, рассказали руководители смен лагеря «Нить Ариадны» Полина Семёнова и Даниил Грин!
Как появился ваш лагерь?
Даниил Грин: Изначально он был профориентационным. Задумывался с акцентом на то, чтобы подростки приезжали и через игровую форму знакомились с какими-то наиболее актуальными профессиями, существующими сегодня. Ролевая игра делала процесс освоения навыков динамичным, интересным, а не скучным и занудным. Позже лагерь стал полноценно игровым.
Почему выбрали именно ролевые игры?
Даниил Грин: Эта форма сама по себе очень интересная, она как-то была узнана и проработана теми людьми, которые начинали всё это дело, нашими директорами – Петей и Ваней. Ещё их начальной командой. И вообще это очень интерактивная форма, которая интересна и взрослым, и детям.
С детьми какого возраста проводите такие смены?
Даниил Грин: Раньше программа была рассчитана только на подростков 11-17 лет. А примерно 2 года назад, на зимней смене по «Гарри Поттеру», решили, что будем брать отряд от 6 до 10 лет. Основные отряды по-прежнему подростки, но уже на всех сменах есть отдельный отряд, где находятся младшие ребята.
По какому принципу выбираются вселенные для игр? И какие из них больше всего нравятся лично вам?
Полина Семёнова: Выбираем на основе популярности у детей. В основном опираемся на общеизвестные франшизы и на собственный интерес. Сейчас наверняка очень популярна вселенная «Винкс», но для нас это не так актуально.
Даниил Грин: Мы используем множество похожих художественных миров, например, завязанных на школе, как «Гарри Поттер» и «Дом в котором». Или завязанных на фэнтезийных реальностях, как «Игра престолов», «Властелин колец» или «Ведьмак». Мне лично не хватает каких-то более техногенных сеттингов: у нас есть только постапокалипсис. В целом техногенного у нас мало, мне не хватает современных миров, более приближенных к реальности, по технологическому развитию, например.
А есть какая-то любимая смена по тематике?
Даниил Грин: Я отлично помню свои первые смены. Это были, как раз-таки, «Игра престолов», у которой Полина была главным мастером, «Ведьмак», которого делал Петя Куркин, вот они лучше всего запомнились и к ним привязаны очень сильные впечатления. Но в целом я нахожу в каждой смене то, что мне лучше всего удалось за этот период, чтобы потом её тепло вспоминать. Всегда находится то, в чём ты силён, то что несёт педагогическую цель и пользу для подростков.
В чём особенности ролевых игр для вас и для детей?
Полина Семёнова: Дети понимают, что это игра, что порой они могут себе позволить то, что они не могут себе позволить в реальной жизни, потому что они столкнутся скорее не с осуждением, а с тем, что их заставят это анализировать (смеётся) и они вместе извлекут какой-то опыт. Так они могут себя почувствовать и проживать смену в более естественной обстановке, даже порой, более естественном состоянии, чем в реальной жизни. Ребёнок должен чувствовать себя гармонично и, в идеале, чувствовать себя счастливым не только в лагере. Вот это состояние безопасности, ощущение, что ты можешь быть самим собой – очень круто, если у нас получается перевести на уровень вне игровой жизни.
Даниил Грин: Это очень крутой эскапизм, когда ты сбегаешь из города и погружаешься туда, где давно хотел бы оказаться! Но у этого есть порог вхождения. Ролевая игра – это очень локальное хобби. Ведь нужно и отыгрывать, вести себя определённым образом, уметь погружаться во вселенную. Это, конечно, не так сложно, как может показаться на первый взгляд, но даже для подростка – особенно того, кто ожидал отдыха «попроще» - это может оказаться высоким порогом для вхождения. Лучше всего работается с ребятами, которые на всё реагируют по типу: «Ролевая игра по «Гарри Поттеру»? Здорово, давайте мне волшебную палочку!»
Много ли таких центров, которые готовят подобные смены?
Даниил Грин: Концепция ролевого лагеря - не наша разработка и идея, это придумал Борис Викторович Куприянов, он и книгу про это написал. Мы в Питере и Ленобласти были первыми в этом плане. В Москве такие лагеря были и до нас и до сих пор существуют, например, лагерь «Штормград» - показательный пример натурального погружения в компьютерную игру. У них даже с точки зрения эстетики видна идеальная картинка видеоигры в реальной жизни. В Санкт-Петербурге есть наши коллеги «Стань волшебником». Не знаю, насколько у них углублённая ролевая игра, но у там всё завязано на погружении в Хогвартс: вожатые - профессора, не отряды, а факультеты, и прочее. Через ролевую игру интереснее и эффективнее обучить, и сама ролевая игра стала сейчас популярнее, чем 10 лет назад.
Как вы думаете, в России получится больше внедрить подобных практик?
Полина Семёнова: Преобразования такие нужны, это здорово работает. Я преподавала английский, окружающий мир, литературу, математику и русский язык через это – разрабатывала уроки. При доступности информации тупое зазубривание, переписывание текстов и многие приёмы, которые использовали и используют до сих пор, не очень актуальны. Ролевые игры - не панацея, которая бы преобразовала нашу школьную систему, просто в целом подход к обучению должен меняться. И молодые педагоги, которые не струсили и пошли работать в школы, этим занимаются.
Даниил Грин: Это правда рабочая схема, потому что ролевая игра – это не только про костюмы, или огромные процессы. Ролевая игра может быть довольно простой, когда вникают за один урок. Всё применимо и реалистично, вопрос только во внедрении.
Текст: Дарья Ушакова
Фото из личного архива героев
***
Информация предоставлена в рамках проекта «Медиа-волонтер», который стартовал по инициативе Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации в районах Санкт-Петербурга. Благодаря этому проекту представители Молодежной организации «МИР» активно участвуют в информационном освещении локальных городских событий.