В джазе только виртуозы
Для всех живущих музыкой, в Петербургском JFC Jazz Club с 14 по 24 февраля пройдёт ежегодный фестиваль гитарного джаза «Guitar Jazz Fest XXX». Гости фестиваля смогут насладиться богатством чувственного, экзотического жанра, пришедшего из простонародья, ощутить контрасты покоя и напряжения в ярких импровизационных композициях именитых мастеров-виртуозов из Петербурга, Москвы и Кубы.
На фестивале выступят: признанный в 1989 году лучшим джазовым гитаристом страны Андрей Рябов, чей ансамбль в тандеме с выдающимся пианистом Андреем Кондаковым заслужил звание лучшего джазового ансамбля СССР; Ильдар Казаханов — бесподобный петербургский композитор, автор мягких, завораживающих, энергичных акустических произведений, в чьих руках гитара становится самым покладистым инструментом. Совместно с ним — Гасан Багиров — один из лидирующих джазовых гитаристов Петербурга и Москвы, обладающий тонким чувством жанра, в программе «Guitar monsters». И это лишь малая часть программы фестиваля.
Андрей Рябов. Фотограф: Андрей Шерстнёв.
Знакомьтесь, джаз!
Джаз — это, прежде всего, про импровизацию, чувство ритма и его обуздание. Это чувственный, непредсказуемый, самостоятельный жанр, который крайне сложно спутать с каким-либо другим жанром. Для джаза характерны нерегулярность; полиритмичность; сложность; энергичность, прерываемая расслаблением и наоборот; контрасты высокой скорости и резких пауз; яркие аранжировки; отсутствие аскетического подхода к выразительным приёмам. Инструментальный диапазон самый разнообразный, вплоть до целого оркестра. Как правило, участвуют духовые, клавишные и ударные.
Одним из первых стилей джаза был диксиленд, характеризующийся коллективной импровизацией и использованием духовых инструментов. Затем последовал свинг, ставший популярным в 1930-х годах благодаря таким музыкантам, как Бенни Гудман и Каунт Бэйси. Бибоп, появившийся в 1940-х годах, отличался сложными гармониями и быстрыми темпами, а среди его представителей были такие легенды, как Чарли Паркер и Диззи Гиллеспи. Кул-джаз, развивавшийся параллельно с бибопом, предлагал более спокойный и утонченный подход, примером которого может служить творчество Майлза Дэвиса. Фьюжн, сочетающий элементы джаза с рок-музыкой, появился в 1970-х годах и остается популярным благодаря таким артистам, как Чик Кориа и Херби Хэнкок.
Sweet home New Orleans
Джаз вышел в массы из афроамериканского простонародья. В XVII веке работорговцы стали привозить африканцев в северную Америку, а вместе с пленными, в течение веков, перевозился культурный багаж народов африки вместе с традициями, фольклором, религией, песнопениями и танцами.
В XIX веке сформировались самобытные независимые виды музыкального искусства афроамериканцев такие, как: blues — народная, бытовая песня о наболевшем, отсюда и название жанра blues — blue devils (тоска, уныние), spirituals – духовные импровизированные песнопения, work song – песни рабочих-невольников, из тех, что поют прямо во время работы, minstrels show music – музыка из театров менестрелей – комедийных бродячих театров, предопределивших некоторые черты джаза, ragtime – технически сложный жанр, требующий скорости и способности к синкопированию, то есть смещению акцентов с сильных долей на слабые, из-за чего ритм обретает особую выразительность. Из синтеза этих жанров родился джаз и он же стал отдушиной для народа признанного низшим слоем. Родиной джаза считается Новый Орлеан.
Бенни Гудман. Фото: Getty Images.
Из-за расовой сегрегации белый человек смог познакомиться с музыкой чёрных лишь ближе к концу XIX века. Музыкальных традиций, прошедших вековой путь, у молодой Америки не было, что позволило джазу охватить своим уникальным звучанием обширную аудиторию и быстро набрать популярность. Из наиболее ранних джазовых музыкантов, чьи композиции дошли до нас можно послушать Джо Кинга Оливера и его «Креольский джазовый оркестр Кинга Оливера», Джелли Ролл Мортона (Фердинанд Ла Мант) — «Red Hot Peppers», Кида Ори (Эдвард Ори) — «Kid Ory's Sunshine Orchestra». В то же время, на свои пьедесталы восходили такие джазовые мэтры, как Луи Армстронг, Элла Фицджеральд, Джон Колтрейн, Билли Холидей, и другие, не менее замечательные исполнители.
Великое переселение джаза
В России через несколько лет после революции случилась ещё одна, на сей раз музыкальная. 1 октября 1922 года в Большом зале московского Государственного института театрального искусства выступил «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд» под руководством Валентина Парнаха. При переезде в Москву из Парижа в 1921 году Парнах привёз с собой несколько экзотических инструментов — банджо, сурдины для медных духовых инструментов, том-том, оснащенный ножной педалью, перкуссионные инструменты, тарелку и пластинки с джазом, благодаря которым Москва заиграла новым музыкальным репертуаром. Так джаз попал в Россию, в дальнейшем адаптируясь под специфические реалии русского народа. Власть смотрела на этот музыкальный феномен неодобрительно как на продукт западной пропаганды, однако который можно поставить на народные рельсы и обратить на пользу, поэтому джаз осваивался в СССР достаточно спокойно. Уже в 1926 году в Советский Союз на гастроли приезжает афроамериканский джаз-бенд «Jazz Kings», а в 1927 году к покорению советского музыкального пространства приступил первый профессиональный джазовый коллектив «АМА-джаз» пианиста Александра Цфасмана.
Одни и те же джазовые композиции в исполнении российских и американских коллективов звучали совершенно по-разному, потому что в то время, когда джаз в США развивался, в России он осваивался, то есть композиции заучивались по нотам, не хватало импровизации, самобытности, вариаций, звучания этих мелодий. Высокая степень подражания игре зарубежных мэтров считалась верхом мастерства, и так продолжалось весьма долгое время, пока к концу XX столетия виртуозность исполнителей не превзошла тягу к заучиванию и подражанию. Несмотря на этот факт, джазовые ансамбли СССР обладали своими неповторимыми достоинствами, взять, например, «Теа-джаз» Леонида Утёсова и Якова Скоморовского — коллектив, который организовывал театрализованные джазовые представления — ранее невиданное сочетание ни в США, ни в России. Репертуар «Теа-джаза» состоял из пьес выдающихся современников-поэтов-песенников.
Стоит отметить, что джазовые произведения написанные советскими композиторами вовсе не звучат, как джаз в его классическом представлении. Это совершенно другая музыка, не имеющая аналогов, настолько же неповторимая, как импровизация в классическом джазе. Советскому джазу присущ исключительный, узнаваемый антураж. Современный российский джаз немного потерял эту аутентичность. Границы между зарубежным и российским джазом размываются, но импровизационные приёмы, столь безукоризненное владение инструментом, мастерство отечественных джазовых коллективов лишь добавляют тонкостей, деталей российскому джазу, теперь его недостаточно просто слышать, нужно вслушиваться, самостоятельно выявлять новые особенности, придающие оригинальность нашему джазу, словно рассматривая в музее катрины Моне и Мане.