От традиций к инновациям: Цифровые решения для повышения качества образования
Цифровые технологии, пришедшие вместе с XXI веком, устроили настоящую революцию во всех сферах жизни. Информационный тип общества предполагает активный цифровой прогресс при переходе человека на совершенно новый этап развития, а это значит, сложно представить представить работу, учёбу, отдых без интернета и гаджетов.
Что такое цифровизация и её роль в системе образования?
Цифровизация — это повсеместный процесс распространения и внедрения цифровых технологий в каждую область человеческой деятельности. Цифровизация в сфере обучения является чуть ли не главной, поскольку, реализуется на начальном этапе профессионального образования, именно она отвечает за воспитание и образование новых специалистов, способных развивать технологии дальше. Этот процесс характеризуется переходом на электронную систему обучения и регулируется положениями Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации».
Интеграция цифровизации в сферу образования получает много отрицательных оценок, потому что под этим понятием большинство понимает дистанционное обучение, на которое школы и другие учебные заведения вынуждены были перейти во время пандемии. Но на самом деле, цифровое преобразование ― процесс гораздо более широкий, начавшийся задолго до введения ограничений.
Первая волна произошла в начале 90-х годов прошлого столетия и была направлена на популяризацию компьютерной грамотности среди населения ― появлялись классы, оснащённые компьютерами. Вторая наблюдалась в середине нулевых, когда стали применять устройства и использовать цифровые форматы в иных дисциплинах, помимо информатики. Следующая волна, начавшаяся в конце 2010-х, характеризуется широким применением новых технологий во всех процессах обучения.
Польза цифровизации в процессах обучения
Эффективность применения цифровой политики в образовании доказана разносторонне. Это упрощение моментов, связанных с организационными задачами. Например, появление электронного дневника: зафиксировать, получить информацию о домашнем задании, оценках, новостях стало быстрее и проще и родителям и обучающимся. А студенты теперь могут отслеживать изменения в расписании учебных занятий на онлайн-платформах.
Смешанный способ обучения позволяет обычный формат занятий совмещать с онлайн-образованием. Учащийся имеет доступ к ощутимо большему объёму информации, может познакомиться с методиками изучения материала других стран или учебных заведений, не присутствуя там физически. А также поскольку каждый педагог преподносит материал по-разному, и слушатель может его не понять, в таком случае есть возможность изучить тему на онлайн-платформах самостоятельно, с репетитором или повторить пройденное ещё раз.
Кроме этого, современные технологии позволяют изучить материал более наглядным образом. Каждый учебный класс теперь оснащён необходимым оборудованием ― проектор, интерактивная доска. С помощью видеоматериалов можно узнать о том, что не удаётся увидеть невооружённым глазом, например, молекулярные соединения, расположение космических тел.
Использование интернета в образовательном процессе предоставляет доступ к актуальным новостям во всех областях науки, так как в XXI веке часто совершаются новые открытия, а информация быстро морально устаревает. И, наконец, аналитический сбор данных об успеваемости учеников и студентов с использованием специализированных программ помогает выявить преимущества и недостатки ученика, подобрать индивидуальный подход к обучению.
Преимущества цифровизации повышает качество образования, способствует более эффективному усвоению материала новым поколением специалистов, и позволяет самостоятельно углубить знания в интересующей теме. Внедрение цифровизации в обучение находиться на начальном этапе и делать выводы о её результатах рано, но позитивное влияние заметно уже сейчас. Важно понимать, что завершение этого процесса не означает замену традиционного образования на дистанционный формат работы с компьютерами, а является удобным подспорьем в обучении, оснащённым полезными инструментами и новыми техниками преподнесения материала.