Шпага, шляпа, сердце: Михаил Боярский отмечает 75-летие
Театральные маски Боярского
«…Театр — это оттачивание вкуса понимания проблем. Это обострение чувства юмора. Чувства сострадания. Это решение вопроса: что такое хорошо, и что такое плохо…».
Творческий путь Боярского в театре начался после окончания школы, когда он поступил в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. В 1972 году он успешно окончил обучение и был принят в труппу Театра имени Ленсовета, где проработал до 1986 года. С 1972 по 1987 год Боярский служил в этом театре. После этого он создал и возглавил театр «Бенефис». Один из спектаклей театра — «Интимная жизнь» — в 1997 году получил приз на международном фестивале «Зимний Авиньон». В начале своей карьеры Боярский играл в основном второстепенные роли в театральных постановках. В первой постановке на сцене театра он произносил всего одну реплику. Артист был задействован в массовке спектакля «Преступление и наказание» и говорил: «Ишь, нахлестался!» Он выступал вместе с ведущими актерами театра: с Алисой Фрейндлих, которая исполняла роль Катерины, жены Мармеладова, и Леонидом Дьячковым, который играл Родиона Раскольникова.
Первой большой ролью Михаила Боярского стал Луис в спектакле «Дульсинея Тобосская». Также актёр исполнил роли Певеца в постановке «Люди и страсти», Педро в «Интервью в Буэнос-Айресе» и Трубадура в мюзикле «Трубадур и его друзья».
«…Научиться быть актером невозможно. Это либо дано, либо не дано. Прийти поленом к папе Карло и ждать, что он сделает из тебя Буратино, — так только в сказке бывает…»
О ролях в кино
«…Никогда не обманывая зрительских надежд, я всегда стараюсь дать больше, чем от меня ждут, потому, что хорошо знаю, что только настоящий, трудолюбивый талант имеет право на таких поклонников как Вы…».
Дебют Михаила Боярского в кино состоялся в 1973 году, когда он появился в фильме «Мосты» режиссёра Василе Паскару. Широкую известность актёр обрёл в 1975 году, сыграв Сильву в фильме «Старший сын». Также стоит отметить его роль Волка в советско-румынской музыкальной сказке «Мама», вышедшей в 1976 году.
Звёздный час актёра наступил в 1978 году с выходом телефильма Г. Юнгвальд-Хилькевича «Д’Артаньян и три мушкетёра», в котором он исполнил главную роль. «Роль д’Артаньяна была неожиданно увлекательной и очень интересной. Для молодого начинающего артиста это был огромный подарок судьбы», — рассказывал актёр в интервью ФАН. «Вряд ли бы нашелся человек, который отказался бы от такой роли». Одной из самых ярких работ Боярского стал образ Теодоро в музыкальном телефильме Яна Фрида «Собака на сене», снятом по пьесе Лопе де Вега в 1977 году.
Впервые его голос услышали в детстве, когда он озвучил пирата из мультфильма «Голубой щенок». Боярский подарил свой голос многим персонажам мультиков, например, волку в сказке «Волк и семеро козлят» и коту Матвею в «Новогодних приключениях Маши и Вити».
Среди его ярких ролей можно отметить императора Николая Первого, Дартаньяна, Де Брильи из «Гардемаринов», дона Сезара де Базана и Чёрного Джека из «Человека с бульвара Капуцинов».
75 нот успеха
«…Песня становится большим подспорьем для становления персонажа, своеобразным гримом музыкальным, можно найти много песен, которые являются каким-то стержнем для героя…».
Песни Боярского действительно вне времени и нравятся людям разных поколений. К тому же актер обладает очень яркой индивидуальностью - услышав его песни, сразу можно сказать - это поет именно Боярский, а не кто-нибудь еще. Сам артист называет своими любимыми работами песни, написанные Максимом Дунаевским, Виктором Резниковым и Геннадием Гладковым. Его музыка не ограничивается знаменитым «Зеленоглазым такси». Сейчас расскажем о других знаковых песнях артиста:
1. «Вот и расстались» (музыка Вячеслава Добрынина, слова Леонида Дербенёва).
Видно был тот день
Самым ярким днем.
И считали мы —
Нет конца ему.
В этой грустной песне поётся о чувствах, которые знакомы каждому, кто когда-либо переживал расставание с любимыми. По смыслу её можно разделить на две части. В первой части влюблённые наслаждаются «ярким днём» и верят, что он будет длиться вечно. Однако во второй части счастье начинает исчезать. Герой надеется, что «гроза» в виде разлуки пройдёт, но с каждой минутой ему становится всё грустнее.
2. «Дворик» (музыка Виктора Резникова, слова Виктора Резникова и Юрия Бодрова).
К любому из нас приходит тот час,
Когда стоит подвести итог,
И понять что детства срок, увы, истек,
Ты дворик меня прости, что дальние ждут пути,
За меня никто не сможет их пройти…
Трогательная песня, в которой раскрывается тема взросления и неизбежных перемен в душе человека. Подобно птенцу, который покидает родной дворик и раздаёт игрушки, герой этой песни прощается с детством и просит лишь об одном: чтобы его вспоминали «хоть иногда».
3. «Большая медведица» (музыка Вячеслава Добрынина, слова Леонида Дербенёва).
Лишь один вопpос задам Большой Медведице:
Ты созвездие конечно и живёшь своею жизнью,
Той, что люди до конца ещё не поняли,
Hо и всё-таки ответь мне, но и всё-таки скажи мне,
Почему всегда одна ты бpодишь по небу?
В этой песне поётся о том, как важно людям не забывать о звёздах и о том, как одиноко может быть целому созвездию.
Герой песни, стоя на пороге своего дома, обращается к Большой Медведице, которая видна на ночном небе. Он задаётся вопросом: почему она всегда одна и где её любимый Медведь? Также он говорит, что Медведица могла бы сиять ярче, если бы рядом с ней был её верный Медведь. Это говорит о том, что когда родной человек рядом, ты меняешься и становишься счастливее.
Песня призывает к тому, чтобы любовь была стойкой и не боялась преград. Она также напоминает о том, что судьба человека зависит от того, какую любовь он выберет в жизни.
4. «Спасибо, родная!» (музыка Виктора Резникова, слова Виктора Резникова и Алексея Римицана).
Спасибо за день, спасибо за ночь,
Спасибо за сына и за дочь,
Спасибо за то, что средь боли и зла,
Наш тесный мирок ты сберегла,
Ты мне сберегла…
Эта песня о любви к близкому человеку, о семье и о благодарности за то счастье, которое они дарят.
Виктор Резников должен был исполнить эту песню, но его жизнь трагически оборвалась. Когда он выезжал из своего двора, его машина попала в аварию. Резников не сразу погиб, и, находясь в больнице, он попросил Михаила Боярского продолжить исполнять его песни, чтобы люди не забывали о его творчестве. Так появилась новая версия песни «Спасибо, родная!».
В одном из своих интервью Боярский сказал, что всегда восхищался поэтическим талантом своего земляка.
5. «Городские цветы» (музыка Максима Дунаевского, слова Леонида Дербенёва, из к/ф «Куда он денется!»).
Городские цветы, городские цветы,
Вот опять я кричу вам сквозь грохот и дым.
Городские цветы, городские цветы,
Навсегда завладели вы сердцем моим…
В композиции «Городские цветы» автор выражает свою глубокую привязанность к родному городу, несмотря на его шум и суету.
Цветы, которые растут в городе, символизируют красоту и жизнь, пробивающуюся сквозь бетон и асфальт. Они напоминают о природе и её силе. Автор видит в этих цветах нечто волшебное и удивительное, что заставляет его любить свой город, несмотря на все его недостатки.
Цветы в городе становятся символами стойкости и красоты, которые могут расти даже там, где это кажется невозможным. Это метафора того, как люди находят радость и вдохновение в самых неожиданных местах.
Автор признаётся, что иногда он проклинает свой город за его сложности и суету, но никогда не сможет его покинуть. Это чувство глубокой связи с местом, где он родился и вырос, несмотря на все его минусы.
Неизвестные грани знаменитого мушкетёра: интересные факты о Михаиле Боярском
«… Знаете, когда я был совсем юношей, в доме слышал периодически фразу: “Это неприлично, Миша”. Эта фраза служила главным ограничителем во всех поступках. Сейчас люди, вероятно, стали свободнее, но неправильно, как мне кажется, поняли, в чем состоит свобода. Истинная ее суть в возможности сделать все, что угодно, но при этом иметь внутренний стержень, который удержит от пошлости. И смелость в искусстве должна быть оправдана хорошим вкусом…»
-
Михаил Боярский — главный болельщик и символ «Зенита» из Санкт-Петербурга. Актёр знаком со многими футболистами клуба и поддерживает с ними дружеские отношения. В 2007 году Михаил Сергеевич пообещал, что если его любимая команда выиграет чемпионат, то он целый год не будет расставаться с болельщицким шарфом «Зенита». Команда выиграла, и актёр сдержал обещание, даже на официальных мероприятиях появляясь в футбольной атрибутике.
2. В 2020 году президент России Владимир Путин наградил Михаила Боярского орденом Почёта за его вклад в развитие культуры и искусства. В последнее время актёр активно участвует в культурных проектах и продвигает инициативы по сохранению культурного наследия России. Он регулярно посещает благотворительные мероприятия и поддерживает различные стартапы. Например, в 2020 году Михаил Боярский стал президентом XXII международного фестиваля студенческих фильмов "ПитерКиТ", который откроется в пятницу в Петербурге. В этом качестве он выступил в четверг на пресс-конференции, посвященном предстоящему событию.
3. Одним из примеров его активной гражданской позиции является участие в организации мероприятий, посвящённых вопросам экологии и защиты природы: В петербургском парке Сосновка состоялось торжественное открытие аллеи в честь 50-летия начала строительства Байкало-Амурской магистрали. Более 50 ветеранов стройки совместно с представителями правительства Санкт-Петербурга высадили 50 кедров в качестве символического жеста уважения строителям железной дороги. В акции также принял участие Михаил Боярский – он отдал дань уважения всем присутствующим ветеранам БАМа.
4. Во время съёмок фильма «Марлезонский балет» с участием Боярского произошёл трагический инцидент. По сценарию актёр должен был сразиться на шпагах с Рошфором, которого играл Борис Клюев. Клюев никогда раньше не фехтовал, но внезапно схватился за шпагу и ударил Боярского. Сцена была снята, и только после этого обнаружили, что Михаила нигде нет. Начались поиски, и актёра нашли в туалете с окровавленным лицом. Оказалось, что Клюев случайно попал Боярскому в рот и проткнул ему нёбо. В больнице сказали, что рана была серьёзной, и всё могло закончиться гораздо хуже.
5. Впервые Михаил Боярский появился в шляпе на радио во время записи «Песни мушкетёров». Однако постоянным атрибутом актёра этот головной убор стал позже — в 1992 году.
6. В песне «Зеленоглазое такси» речь идёт не о зелёных фарах автомобиля. И это не метафора, как можно было бы подумать. В советское время у таксистов был простой способ привлечь клиентов: на лобовом стекле размещалась небольшая зелёная фара, которую водитель включал, когда ехал без пассажира. Люди замечали этот сигнал и «голосовали». Вот так. Но нам всё равно приятнее думать, что речь идёт о глазах любимого человека лирического героя песни.
7. Первые усы у актёра появились в пять лет. Во время игры с другими детьми на стройке один из строителей подшутил над ним и нарисовал ему усы с помощью мазута.
8. Михаил Боярский не учился в обычной школе. Вместо этого он посещал музыкальную школу при консерватории, где учился играть на фортепиано, хотя ему больше нравилась гитара, на которой он научился играть самостоятельно. Однако, несмотря на то, что в будущем Боярский проявит себя как музыкант, учёба в музыкальной школе ему не нравилась.
9. Михаил Боярский — коренной петербуржец, продолжатель известной актёрской династии, начало которой положила его бабушка по отцовской линии — Екатерина Бояновская-Боярская. Эта дворянка, выпускница Смольного института, была звездой народного театра. Она вышла замуж за семинариста, который впоследствии стал настоятелем Исаакиевского собора, против воли своего отца, одного из самых богатых людей Санкт-Петербурга. В этом браке родились четверо сыновей, трое из которых стали актёрами.
10. Сам Боярский считает себя прежде всего актёром.
11. В студии программы «Секрет на миллион» актер признался, что почти каждый день заглядывает в пышечную, расположенную за углом его дома.
«Настоящих пышечных мало, но есть такие, которые уже 40–50 лет стоят. Там очередь каждый день, 50–60 человек стоят в пышечную и им не жалко времени. За раз съел 14 — это рекорд. Сейчас я беру три-четыре пышки. От жадности бывает больше» — рассказал Боярский.
Мы поздравляем Михаила Боярского с его юбилеем и желаем крепкого здоровья и творческих успехов, а также оставаться таким же жизнерадостным человеком!
Автор: Арина САНГИНОВА
Фото: РИА Новости, Российская Газета, Чемпионат