ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
01 мая
30 апреля
28 апреля
26 апреля
14:00
ОБРАЗОВАНИЕ
25 апреля
24 апреля
23 апреля
21 апреля
19 апреля
17 апреля
16 апреля
15 апреля
14 апреля
12 апреля
10 апреля
09 апреля
08 апреля
07 апреля
03 апреля
02 апреля
01 апреля
31 марта
30 марта
15:00
КУЛЬТУРА
интервью
29 марта
28 марта
27 марта
23 марта
22 марта
21 марта
20 марта
18 марта
15 марта
12 марта
11 марта
10 марта
09 марта
08 марта
07 марта
06 марта
05 марта
04 марта
03 марта
02 марта
01 марта
29 февраля
28 февраля
27 февраля
26 февраля
25 февраля
23 февраля
22 февраля
21 февраля
20 февраля
19 февраля
18 февраля
16 февраля
15 февраля
14 февраля
13 февраля
11 февраля
09 февраля
07 февраля
06 февраля
02 февраля
30 января
27 января

Санкт-Петербург: Как не крашнуть язык

08 марта, 16:26

 

8 марта - Молодёжные новости. В Интернете и на улице мы всё чаще слышим заимствованные слова:  «сэмпай» (объект обожания), «токсик» (неприятный человек), «тащер» (опытный игрок), «сасный» (привлекательный). Кажется, что засилье западной культуры налицо: ведь у всех этих слов есть значение в русском языке. Однако порой чужая культура может оказать серьезную помощь в освоении и обогащении собственной! 

По словам филолога СЗИУ РАНХиГС Олеси Глущенко, сейчас происходит вполне естественный языковой процесс обновления и архаизации. Он идёт постоянно, и вполне вероятно, что мы забудем про слово «краш» в ближайшие 5 лет. Дело в стремлении отделиться от старшего поколения более лаконичным языком по принципу «мало букв - много смыслов». Кроме того, в Интернете, где кто угодно может оказаться кем угодно, такие слова работают кодом, позволяющим отделить «своих» от «чужих». 

Более того, прививать интерес к русскому языку можно при помощи рэпа - того самого направления, откуда и пошла современная манера заимствования слов! Мы поговорили с учителем русского языка и литературы школы №291 Николаем Суховым, который на своих занятиях практикует нестандартную рэп-методику.

Рэп и сохранение русского языка. Нет ли здесь противоречий?

Я склонен думать, что многие слишком плохо знают жанр, судят о нём по тем, кто у всех на слуху, а на слуху не всегда что-то образцовое, хорошее, глубокое, сложное. В то же время подводная часть этого рэп-айсберга остаётся без внимания. Тем, кто презрительно называет рэп «рэпчиком», рекомендую изучить эту «подводную» часть. Рэп рэпу – рознь. Даже среди современных исполнителей можно отыскать авторов, способных создавать интересные, хорошо сделанные тексты, богатые яркими эпитетами, необычными метафорами, олицетворениями. И мне кажется, что наличие подобных текстов уже свидетельствует о том, что никакой угрозы для языка рэп не представляет.

Кроме рэпа, какими ещё способами стараетесь привлечь школьников к изучению языка?

В школу я прихожу для того, чтобы вдохновлять детей, пытаюсь «заразить» их любовью не только к словесности, но и к жизни, наверное, в целом, стараюсь расставить верные ориентиры. Рэп об орфограммах – фрагмент, эпизод моих вечных поисков. Ищу я отталкиваясь от того, что мне интересно, от того, что я люблю. Искренний, неподдельный интерес – отличный источник учительского вдохновения. Кроме рэпа, я пытаюсь смотреть на любимые песни детей с точки зрения изучаемых нами предметов. Недавно, например, анализировал песню группы «Король и Шут» «Дурак и молния». Также иногда записываю видео, в которых стараюсь доступно, интересно, забавно рассказать о русском языке и литературе. К сожалению, из-за большой нагрузки не удаётся заниматься этим на постоянной основе.

Ваш самый любимый панч, который сочинили?

Не могу выделить конкретный. Чаще думаю о композиции, рифмах, флоу. Хочется, чтобы был не панчлайн, а панчтекст, глубокий, крепкий, интересный.

Порекомендуете ли другим учителям перенимать Ваш опыт?

Мы разные. Кто-то умеет надевать на бит одежды рифм, кто-то хорош в чём-то другом. Думаю, что самое важное – не бояться быть самим собой, не бояться искренне делиться с детьми своими мыслями, чувствами, не стремиться уложиться в какие-то рамки, соответствовать шаблону.

Профессия учителя сама по себе - молодая сейчас? Идут ли туда молодые люди?

Дети, безусловно, всегда рады молодым педагогам. Может быть, это связано с тем, что нам проще найти общий язык. Возможно, молодые люди не успели ещё разочароваться, не перестали быть наивными и верить в то, что можем научить всех, помочь всем, а не только тем, кто хочет учиться. Не знаю. Однако мне кажется, что всё-таки возраст учителя большой роли не играет. Знаю более опытных учителей, которые дадут фору молодым специалистам. Не растеряли они задор, энергию. Причины тому – дети (какими бы вредными порой они ни были) и неугасающая вера в «разумное, доброе, вечное»!

Так что не стоит обижаться за родной язык, когда тебя называют сасным тащером. Ведь даже панчи и флоу порой заставляют ощутить к русскому языку самый настоящий краш. 

 

Текст: Антон Бучин

Фото: Pixabay

 

***

Информация предоставлена в рамках проекта «Медиа-волонтер», который стартовал по инициативе Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации в районах Санкт-Петербурга. Благодаря этому проекту представители Молодежной организации «МИР» активно участвуют в информационном освещении локальных городских событий.