Санкт-Петербург: Как не крашнуть язык
8 марта - Молодёжные новости. В Интернете и на улице мы всё чаще слышим заимствованные слова: «сэмпай» (объект обожания), «токсик» (неприятный человек), «тащер» (опытный игрок), «сасный» (привлекательный). Кажется, что засилье западной культуры налицо: ведь у всех этих слов есть значение в русском языке. Однако порой чужая культура может оказать серьезную помощь в освоении и обогащении собственной!
По словам филолога СЗИУ РАНХиГС Олеси Глущенко, сейчас происходит вполне естественный языковой процесс обновления и архаизации. Он идёт постоянно, и вполне вероятно, что мы забудем про слово «краш» в ближайшие 5 лет. Дело в стремлении отделиться от старшего поколения более лаконичным языком по принципу «мало букв - много смыслов». Кроме того, в Интернете, где кто угодно может оказаться кем угодно, такие слова работают кодом, позволяющим отделить «своих» от «чужих».
Более того, прививать интерес к русскому языку можно при помощи рэпа - того самого направления, откуда и пошла современная манера заимствования слов! Мы поговорили с учителем русского языка и литературы школы №291 Николаем Суховым, который на своих занятиях практикует нестандартную рэп-методику.
Рэп и сохранение русского языка. Нет ли здесь противоречий?
Я склонен думать, что многие слишком плохо знают жанр, судят о нём по тем, кто у всех на слуху, а на слуху не всегда что-то образцовое, хорошее, глубокое, сложное. В то же время подводная часть этого рэп-айсберга остаётся без внимания. Тем, кто презрительно называет рэп «рэпчиком», рекомендую изучить эту «подводную» часть. Рэп рэпу – рознь. Даже среди современных исполнителей можно отыскать авторов, способных создавать интересные, хорошо сделанные тексты, богатые яркими эпитетами, необычными метафорами, олицетворениями. И мне кажется, что наличие подобных текстов уже свидетельствует о том, что никакой угрозы для языка рэп не представляет.
Кроме рэпа, какими ещё способами стараетесь привлечь школьников к изучению языка?
В школу я прихожу для того, чтобы вдохновлять детей, пытаюсь «заразить» их любовью не только к словесности, но и к жизни, наверное, в целом, стараюсь расставить верные ориентиры. Рэп об орфограммах – фрагмент, эпизод моих вечных поисков. Ищу я отталкиваясь от того, что мне интересно, от того, что я люблю. Искренний, неподдельный интерес – отличный источник учительского вдохновения. Кроме рэпа, я пытаюсь смотреть на любимые песни детей с точки зрения изучаемых нами предметов. Недавно, например, анализировал песню группы «Король и Шут» «Дурак и молния». Также иногда записываю видео, в которых стараюсь доступно, интересно, забавно рассказать о русском языке и литературе. К сожалению, из-за большой нагрузки не удаётся заниматься этим на постоянной основе.
Ваш самый любимый панч, который сочинили?
Не могу выделить конкретный. Чаще думаю о композиции, рифмах, флоу. Хочется, чтобы был не панчлайн, а панчтекст, глубокий, крепкий, интересный.
Порекомендуете ли другим учителям перенимать Ваш опыт?
Мы разные. Кто-то умеет надевать на бит одежды рифм, кто-то хорош в чём-то другом. Думаю, что самое важное – не бояться быть самим собой, не бояться искренне делиться с детьми своими мыслями, чувствами, не стремиться уложиться в какие-то рамки, соответствовать шаблону.
Профессия учителя сама по себе - молодая сейчас? Идут ли туда молодые люди?
Дети, безусловно, всегда рады молодым педагогам. Может быть, это связано с тем, что нам проще найти общий язык. Возможно, молодые люди не успели ещё разочароваться, не перестали быть наивными и верить в то, что можем научить всех, помочь всем, а не только тем, кто хочет учиться. Не знаю. Однако мне кажется, что всё-таки возраст учителя большой роли не играет. Знаю более опытных учителей, которые дадут фору молодым специалистам. Не растеряли они задор, энергию. Причины тому – дети (какими бы вредными порой они ни были) и неугасающая вера в «разумное, доброе, вечное»!
Так что не стоит обижаться за родной язык, когда тебя называют сасным тащером. Ведь даже панчи и флоу порой заставляют ощутить к русскому языку самый настоящий краш.
Текст: Антон Бучин
Фото: Pixabay
***
Информация предоставлена в рамках проекта «Медиа-волонтер», который стартовал по инициативе Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации в районах Санкт-Петербурга. Благодаря этому проекту представители Молодежной организации «МИР» активно участвуют в информационном освещении локальных городских событий.