ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
26 апреля
14:00
ОБРАЗОВАНИЕ
25 апреля
24 апреля
23 апреля
21 апреля
19 апреля
17 апреля
16 апреля
15 апреля
14 апреля
12 апреля
10 апреля
09 апреля
08 апреля
07 апреля
03 апреля
02 апреля
01 апреля
31 марта
30 марта
15:00
КУЛЬТУРА
интервью
29 марта
28 марта
27 марта
23 марта
22 марта
21 марта
20 марта
18 марта
15 марта
12 марта
11 марта
10 марта
09 марта
08 марта
07 марта
06 марта
05 марта
04 марта
03 марта
02 марта
01 марта
29 февраля
28 февраля
27 февраля
26 февраля
25 февраля
23 февраля
22 февраля
21 февраля
20 февраля
19 февраля
18 февраля
16 февраля
15 февраля
14 февраля
13 февраля
11 февраля
09 февраля
07 февраля
06 февраля
02 февраля
30 января
27 января
25 января
24 января

Санкт-Петербург: Запомнить большие объемы информации? Легко!

30 января, 14:45



30 января – Молодёжные новости. Вспомнить слова песни или ответ на вопрос из экзаменационного билета иногда бывает непросто. Порой, чтобы восстановить в памяти нужную информацию, требуется потратить немало времени и усилий. Знакомо?

Эту проблему реально решить собственными силами! Рассказываем про некоторые техники, которые помогут вам не только развить память и эффективнее запоминать определённую информацию, но и научат качественно обрабатывать новые данные.

Повторение – мать учения

Немецкий учёный Герман Эббингауз провёл эксперимент. Он образовывал необычные комбинации слогов и запоминал их. Например, прямо сейчас можно попробовать запомнить следующие – тес, бов, гич, пок, сош, лоз, мон. Таким способом он вывел кривую забывания. 

В течение первого часа теряется более 50% полученной информации, а через 10 часов от нее остаётся всего 35%. Дальше скорость забывания уменьшается: через 6 и через 30 дней мы помним примерно одинаковое количество выученного материала – около 20%.

‍ Из этого эффекта памяти вывели метод интервального повторения информации. Если повторение происходит в тот момент, когда информация еще свежа в памяти, эффект повторения минимален. 

Психологи считают, что повторять материал надо через следующие интервалы:

  • сразу по окончании чтения,
  • через 20 минут после первого повторения,
  • через 8 часов после второго,
  • через 24 часа после третьего.


Так можно усвоить нужную информацию за несколько дней. Если же на запоминание есть несколько месяцев, схема расширяется:‍

  • сразу по окончании чтения,
  • через 20–30 минут после первого повторения,
  • через 1 день после второго,
  • через 2–3 недели после третьего,
  • через 2–3 месяца после четвёртого повторения.


Это общие рекомендации. Индивидуальный график интервального повторения может выглядеть немного иначе. Его можно рассчитать самостоятельно, а можно воспользоваться специальными программами в интернете, которые для этого и придуманы.

Эмоции

Информация запоминается лучше, если связана с более ранними сведениями, например, ассоциативно. Для создания и закрепления связей хорошо работает использование разных видов памяти – зрительной, тактильной и даже обонятельной. Ещё один способ запоминания – подключение эмоций. Особенно эффективны необычные фантазии и красочные образы. Постарайтесь связать то, что вам нужно выучить, с чем-то, что вызывает яркие эмоции.

Ассоциативные ряды создаются самостоятельно в зависимости от словарного запаса и выбора наиболее похожего понятия. Способы запоминания материала с помощью ассоциативных рядов очень эффективны. Их выделяют несколько типов:

Причинно-следственные. Грозовая туча ассоциируется с проливным дождём. Ёлка в доме связана с предстоящим Новым Годом.

Противоположные. Контрастный образ вызывает противоположную ассоциацию. При виде белой мышки в воображении может возникнуть образ чёрной кошки.

Близость во времени. Явления или факты нередко объединены близостью расположения в пространстве или во времени. Понятия «зной», «жара» могут ассоциироваться с летом или Африкой.

Сходство. Сходные признаки дают возможность мысленно сравнивать хитрого человека с лисой, трусливого – с зайцем, неуклюжего – с медведем. Лампа накаливания может ассоциироваться с грушей, планета Земля – с шаром.

Метод Цицерона

Метод Цицерона заключается в том, что человек сначала воспроизводит в памяти образы, а за ним подтягивается и нужный материал. ‍Чтобы запомнить материал по методу Цицерона, необходимо:

Выбрать помещение. Это может быть, например, квартира, комната.

Задать последовательность. Ту, с которой мы будем обходить это пространство: например, по часовой стрелке или по диагонали.

Связать информацию, которую нужно запомнить, с расположением предметов в этом пространстве. Желательно и здесь придумать и не нарушать закономерность. Если нужно запомнить доклад, начать следует со вступления и связать основные тезисы с первым предметом на пути, например, со шкафом в прихожей. 

Закрепить связь с помощью повторений. Их число может быть разным, в зависимости от степени изученности материала. 

Теперь, чтобы вспомнить доклад, достаточно будет совершить мысленную прогулку по квартире. При «взгляде» на тот или иной объект мозг воспроизведёт ту информацию, которая с ним связана.

Метод пиктограмм 

Этот способ хорош для заучивания прозы или стихотворений. Он чем-то похож на метод ассоциаций, просто более творческий. Каждую строчку нужно зашифровать в виде пиктограмм (небольших рисунков, хранящих смысл текста).

Вот как можно использовать эту технику для стихотворения С.А.Есенина «Белая берёза»:

  • Белая берёза – деревце и снежинка
  • Под моим окном – небольшое окошко
  • Принакрылась снегом – одеяло и снежинки
  • Точно серебром – Ag (химическое обозначение серебра в таблице Менделеева).


Закончив создавать рисуночное письмо, его следует положить перед собой и попытаться воспроизвести текст. Наверняка получится вспомнить больше, чем без подсказки.

Аббревиатуры

Аббревиатуры лучше всего использовать для запоминания цепочек последовательностей. Например, в народе известна фраза «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». В ней хранится последовательность цветов радуги – красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. 

Стихотворные трёхсложные  размеры запоминают с помощью зверька дамана (дактиль, амфибрахий, анапест).

Напишите список названий и возьмите их первые буквы. Например, названия планет солнечной системы. Получится: М В З М Ю С У Н П.

А теперь попробуйте придумать любое связное предложение, слова которого начинаются на эти буквы. Варианты могут быть фантастическими – в этом и есть смысл! Это занятие не только поможет запомнить материал, но и поднимет настроение.

‍Метод Айвазовского

Фотографическая память (её также называют эйдетической) – это такой вид памяти, который позволяет воспроизводить образ нужного объекта с точностью до 100%.

Название метода не случайно отсылает нас к известному художнику-маринисту. Айвазовский прославился  тем, что не работал с «застывшей натурой», а по памяти воспроизводил «живые пейзажи» – морскую волну, шторм или ночное небо.

Фотографическая память придет на помощь, когда нужно в мельчайших деталях запомнить какой-либо вид, картину или образ человека. Она направлена на запечатление образов в нашей голове. Суть приёма:

  • в течение 1−5 минут внимательно разглядываем нужный объект;
  • закрыв глаза, мысленно представляем его максимально подробно;
  • открыв глаза, сравниваем реальный объект с его образом в нашем сознании;
  • повторяем действия в этом порядке до тех пор, пока не добьемся максимального совпадения.


Карты памяти 

Письменные заметки помогают лучше усвоить материал в голове. Но если подойти к ним креативно, то эффект будет сильнее. Вместо переписывания информации можно создать карту памяти на листе.

Для начала определите ключевую идею, которую следует расположить в центре листа. От нее стрелками идут менее важные темы или характеристики обсуждаемого предмета, выделите их другим цветом ручки или фломастера. Используйте рисунки, как можно большее количество цветов.

Как показывает исследование, карты памяти работают лучше, чем стандартные лекции или чтение текста.


Текст: Арина Сангинова