И даже стулья не молчат. Спектакль-клоунада на Фонтанке о звучащей пустоте
В Молодёжном театре на Фонтанке состоялась премьера спектакля «Стулья» по пьесе Эжена Ионеско. Постановку осуществила режиссёр Линли Цзян, известная своими минималистичными и философскими работами. В этой работе она обратилась к канону театра абсурда и превратила его в медитацию, посвящённую общению человека с человеком и миром, памяти и одиночестве.
Когда речь заходит о театре абсурда, Эжен Ионеско первым приходит на ум. Его пьеса «Стулья», написанная в 1952 году, – это камерная трагикомедия о пожилой паре, живущей в полном одиночестве и оживляющей свой вечер воображаемыми гостями. Постепенно комната заполняется стульями – символами невысказанных слов, утраченных связей и надвигающейся пустоты. В спектакле Линли Цзян этот мотив приобретает почти телесную силу: зрительный зал будто втягивается в бездну, где отсутствует всё, кроме тщетных попыток быть услышанным.
Сценография в постановке решена в духе предельного минимализма. Пространство, стерильное и обнажённое, превращается в экран, на котором проецируются внутренние миры персонажей. Каждый новый стул – это а след: мимолётной памяти, воображаемого диалога, вымышленной биографии.
Актёрский дуэт Старика и Старухи удерживает спектакль в тончайшем балансе между гротеском и трагедией. Их взаимоотношения полны привязанности, усталости, парадоксального юмора. Цзян не делает из них карикатуры. Напротив, в их движениях, паузах, взглядах читается подлинная жизнь, ускользающая, но не исчезающая окончательно.
Особое внимание в спектакле уделено звуку. Он живёт собственной жизнью, вступая в диалог с пустотой на сцене. Эхо шагов, отдалённые голоса, едва различимые шумы заполняют ту самую тишину, в которой рождается смысл. Работа со звуковой партитурой превращает спектакль в почти музыкальное переживание – как будто даже воздух начинает звучать.
Пожалуй, самое ценное в этой постановке – отказ от буквальности. Линли Цзян предлагает зрителю не читать пьесу, а ощущать её. Отказ от действия в пользу присутствия, от объяснений – в пользу дыхания и пространства. Этот спектакль нельзя «понять», осмыслить – его можно только пережить. Та самая постановка о невидимом, которое весит больше, чем осязаемое. Здесь нет финала в привычном смысле, как нет и ясного начала. Только постепенное растворение в пустоте, которая, вопреки всему, продолжает говорить. А может, даже и слышит…
Текст, фото: Жанна Данкиди