ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
18 июня
16 июня
15 июня
08 июня
07 июня
02 июня
25 мая
18 мая
14 мая
11 мая
27 апреля
25 апреля
27 марта
17 марта
13 марта
10 марта
02 марта
13:55
ОБЩЕСТВО
статья
01 марта
28 февраля
15:00
ОБЩЕСТВО
статья
27 февраля
25 февраля
15:14
КУЛЬТУРА
статья
24 февраля
17:16
ОБЩЕСТВО
статья
23 февраля
21 февраля
08:08
КУЛЬТУРА
статья
20 февраля
19 февраля
19:27
КУЛЬТУРА
репортаж
18 февраля
17 февраля
17:00
ОБЩЕСТВО
статья
16 февраля
15 февраля
14 февраля
17:59
ОБЩЕСТВО
статья
13 февраля
14:33
ОБЩЕСТВО
статья
11:30
ОБЩЕСТВО
статья
12 февраля
14:00
КУЛЬТУРА
статья
11 февраля
16:47
КУЛЬТУРА
репортаж
16:28
КУЛЬТУРА
статья
31 января
28 января
27 января
24 января
23 января
13:26
ОБЩЕСТВО
20 января
16 января
12:00
ОБРАЗОВАНИЕ
статья

И даже стулья не молчат. Спектакль-клоунада на Фонтанке о звучащей пустоте

21 июня, 11:17

В Молодёжном театре на Фонтанке состоялась премьера спектакля «Стулья» по пьесе Эжена Ионеско. Постановку осуществила режиссёр Линли Цзян, известная своими минималистичными и философскими работами. В этой работе она обратилась к канону театра абсурда и превратила его в медитацию, посвящённую общению человека с человеком и миром, памяти и одиночестве.

Когда речь заходит о театре абсурда, Эжен Ионеско первым приходит на ум. Его пьеса «Стулья», написанная в 1952 году, – это камерная трагикомедия о пожилой паре, живущей в полном одиночестве и оживляющей свой вечер воображаемыми гостями. Постепенно комната заполняется стульями – символами невысказанных слов, утраченных связей и надвигающейся пустоты. В спектакле Линли Цзян этот мотив приобретает почти телесную силу: зрительный зал будто втягивается в бездну, где отсутствует всё, кроме тщетных попыток быть услышанным.

Сценография в постановке решена в духе предельного минимализма. Пространство, стерильное и обнажённое, превращается в экран, на котором проецируются внутренние миры персонажей. Каждый новый стул – это а след: мимолётной памяти, воображаемого диалога, вымышленной биографии.

Актёрский дуэт Старика и Старухи удерживает спектакль в тончайшем балансе между гротеском и трагедией. Их взаимоотношения полны привязанности, усталости, парадоксального юмора. Цзян не делает из них карикатуры. Напротив, в их движениях, паузах, взглядах читается подлинная жизнь, ускользающая, но не исчезающая окончательно.

Особое внимание в спектакле уделено звуку. Он живёт собственной жизнью, вступая в диалог с пустотой на сцене. Эхо шагов, отдалённые голоса, едва различимые шумы заполняют ту самую тишину, в которой рождается смысл. Работа со звуковой партитурой превращает спектакль в почти музыкальное переживание – как будто даже воздух начинает звучать.

Пожалуй, самое ценное в этой постановке – отказ от буквальности. Линли Цзян предлагает зрителю не читать пьесу, а ощущать её. Отказ от действия в пользу присутствия, от объяснений – в пользу дыхания и пространства. Этот спектакль нельзя «понять», осмыслить – его можно только пережить. Та самая постановка о невидимом, которое весит больше, чем осязаемое. Здесь нет финала в привычном смысле, как нет и ясного начала. Только постепенное растворение в пустоте, которая, вопреки всему, продолжает говорить. А может, даже и слышит…

Текст, фото: Жанна Данкиди