ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
01 мая
30 апреля
28 апреля
26 апреля
14:00
ОБРАЗОВАНИЕ
25 апреля
24 апреля
23 апреля
21 апреля
19 апреля
17 апреля
16 апреля
15 апреля
14 апреля
12 апреля
10 апреля
09 апреля
08 апреля
07 апреля
03 апреля
02 апреля
01 апреля
31 марта
30 марта
15:00
КУЛЬТУРА
интервью
29 марта
28 марта
27 марта
23 марта
22 марта
21 марта
20 марта
18 марта
15 марта
12 марта
11 марта
10 марта
09 марта
08 марта
07 марта
06 марта
05 марта
04 марта
03 марта
02 марта
01 марта
29 февраля
28 февраля
27 февраля
26 февраля
25 февраля
23 февраля
22 февраля
21 февраля
20 февраля
19 февраля
18 февраля
16 февраля
15 февраля
14 февраля
13 февраля
11 февраля
09 февраля
07 февраля
06 февраля
02 февраля
30 января
27 января

Санкт-Петербург: «Можно не выбрасывать, а спасать еду». Движение фудшеринг

01 ноября, 19:30

1 ноября – Молодёжные новости. Никакой праздник не обходится без яркого застолья. Салаты, горячее, закуски, десерты – да побольше, чтобы все точно наелись! И вот, когда последний гость уезжает домой, мы с грустью смотрим на стол. В голове крутится лишь один вопрос: «Зачем я наготовил столько еды?». Есть уже нет сил, а выбрасывать жалко – потрачены время и деньги! Эх, что же придумать? Спешим вас обрадовать – оказывается, совсем необязательно заполнять до отказа полки холодильника кострюлями с едой или настраивать себя питаться салатами и запеченной курицей всю следующую неделю. В современном мире существует такое движение, как фудшеринг.

Фудшеринг – это практика перераспределения продуктов питания. В России данное движениие только начинает активно развиваться. Ежедневно крупнейшие проекты успешно выполняют свою главную миссию – тысячи нуждающихся людей получают помощь, благодаря которой могут поддерживать достойное качество жизни, сокращая при этом нагрузку на окружающую среду.

Одним из таких проектов является АНО «Фудшеринг». Но как все происходит? Сотрудники организации получают продукты, как правило с истекающим сроком годности, после чего распределяют их среди нуждающихся людей. То есть помимо экологической функции фудшеринг также выполняет и социальную функцию. А чтобы подробнее изучить этот процесс, мы связались с исполнительным директором проекта – Александрой Кумпан. Она рассказала об особенностях самого движения фудшеринга и деятельности их организации.


Александра Кумпан, организатор проекта АНО «Фудшеринг»

Что подтолкнуло вас к созданию проекта, посвященного фудшерингу?

Экологическая ситуация не только в нашей стране, но и во всем мире. Необходимость спасти продукты питания. По статистике, в среднем каждый россиянин выбрасывает около 88 кг. еды в год – это достаточно большой объем. Но как потребители, мы часто не осознаем, что вообще выбрасываем еду, поскольку не следим за тем, что уходит в мусорное ведро. О такой проблеме нерационального использования продуктов стали говорить только последние 3-5 лет.

Вдобавок, ежегодно в России почти 18 млн. тонн продуктов отправляется на свалки (по данным ТИАР-центра). В контексте раздельного сбора мусора мы только начинаем говорить о том, как образуются пищевые отходы. А ведь они – это все то плохое, что мы знаем о свалках: неприятные запахи, антисанитария, выбросы метана и так далее. Поэтому фудшеринг – один из вариантов решения данной проблемы.

Итак, ваш проект активно функционирует с 2015 года. За это время вы заметили положительную динамику развития фудшеринга в России?

По моему мнению, сейчас фудшеринг вышел на новый уровень. Спрос на него как на сервис и практику растет. Многие крупные сетевые организации начинают сотрудничать с проектами, подобными нашему. Например, в прошлом году к этому движению присоединились большие ретейл-компании, такие как: «Х5»«Магнит» и «ВкусВилл».

Есть понимание, что за лидирующими компаниями подтянутся все остальные, и такой переход от локальности к крупномасштабности – очень кропотливый, но важный процесс. Благодаря этому, фудшринг становится обыденностью и естественным течением в обществе. Вдобавок, сейчас он является инструментом экономики замкнутого цикла, и большие компании видят эту ценность для себя: понимают, что это не просто работа с благотворительностью, а именно перестройка экономических процессов.

Но проблема до сих пор есть. В стране все так же мало ярких проектов по этой теме, и они в основном сосредоточены в Москве и Петербурге. В других же регионах они работают в формате сообществ в социальных сетях, а вот более фундаментальных фудшеринг-проектов, наверное, не хватает.


Фото: Юлия Тилипенко, личный архив АНО «Фудшеринг»

То есть ваш проект функционирует только в Москве? Планируете ли вы двигаться дальше  в другие города?

Да, изначально мы московский проект, но у нас большие амбиции и планы по расширению и выходу в регионы. Например, в этом году мы сделали первый шаг и при поддержке фонда президентских грантов разработали образовательную платформу, которая называется «Как запустить фудшеринг в своем городе». В процессе мы провели серию вебинаров и взяли несколько команд из разных регионов страны на менторскую поддержку. На данном этапе мы трансформировали этот проект и сняли серию видеороликов на эту тему.

Какие организовать в своем городе пункт приема продуктов питания?

Важно понимать, что работа нашего проекта опирается на волонтеров, которые как раз забирают и распределяют продукты. Все это происходит очень быстро – в течение нескольких часов. У каждого волонтера, как правило, есть 3-5 семей, которым он регулярно помогает. То есть у нас нет как таковых физических пунктов выдачи продуктов.

Для начала, чтобы организовать в своем городе проект по фудшерингу, нужно сформировать команду организаторов, которые готовы в это вкладывать большие усилия. Дальше – договариваться с первыми партнерами (важно, чтобы их было немного). На этом этапе часто начинающие команды излишне амбициозны и сразу готовы идти к крупным сетевым организациям, но это не совсем корректно. Прежде всего необходимо отработать свою модель: зарекомендовать себя уже как надежного поставщика этой услуги, а уже потом идти договариваться к большим организациям. В качестве первых партнеров правильнее будет выбрать индивидуальных предпринимателей, небольшие локальные пекарни или кафе. Когда вы предварительно договоритесь с первым партнером, можно начинать собирать волонтерскую команду – на этом этапе вы готовы предложить добровольцем что-то конкретное. Параллельно с этим можно начинать думать о том, как и куда вы будете все это распределять.


Фото: личный архив АНО «Фудшеринг»

Ваш проект некоммерческий. Как вам удается поддерживать команду? Какая основная мотивация у волонтёров?

За время существования нашего проекта нам удалось собрать в Москве целую волонтерскую базу из 3,5 тыс. человек абсолютно разных направленностей: у нас есть студенты, преподаватели, бухгалтеры, юристы и многие другие. Всех их объединяет общая идея – фудшеринг.

Волонтеры к нам приходит по разным причинам: кого-то мотивирует желание заботится об экологии, для некоторых из участников важно, чтобы пригодные продукты не выбрасывались без толку, а использовались по своему прямому назначению. Есть люди, для которых фудшеринг – возможность помочь тем, кого знают. Часто случается такая история, что волонтер уже на этапе регистрации знает, кому он хочет помогать. Это может быть соседка-пенсионерка, знакомая многодетная семья, консьерж в подъезде – кто угодно. То есть для волонтера ценностью является сама помощь, которую он может оказывать людям, не вкладывая в это финансы.

Например, мы часто забираем овощи и фрукты, в том числе достаточно экзотические, такие как манго или авокадо. И бывали ситуации, когда получатели через волонтеров передавали информацию о том, что они никогда ранее такого не ели и для них это в новинку. Так, благодаря фудшерингу некоторые люди пробуют то, чего ранее не могли позволить себе купить. Это очень ценно для них.

Но почему большая часть организаций до сих пор продолжает отдавать продукты фермерским хозяйствам, а не присоединяется к фудшерингу?

Надо понимать, что фудшеринг в России начал развиваться с 2015 года – меньше 10 лет прошло. Только сейчас мы постепенно начали говорить о проблеме пищевых отходов в экологических масштабах. Можно сказать, Россия пока только на старте. Еще не все организации знают о существовании такой опции: что можно не выбрасывать еду, а спасать ее, тем самым предотвращая образование пищевых отходов.

Важно продолжать заниматься продвижением таких инициатив – необходимо устраивать эко-просвещение как для физических, так и для юридических лиц. Параллельно с этим нужно сделать фудшеринг сервисодоступным и увеличивать количество подобных проектов. Тогдавсе  больше организаций начнет подключаться к движению и мы начнём активно спасать продукты.


Фото: личный архив АНО «Фудшеринг»

Что может сделать каждый человек, чтобы уменьшить количество выбрасываемой еды?

Как потребители мы не осознаем , что выкидываем еду. Да, в моменте мы переживаем, что выбросили творожок, допустим, но потом перестаем фокусировать на этом свое внимание. Поэтому то, с чего вы можеть начать – заведите дневник отходов. Так вы начнете фиксировать что, когда и сколько вы выбросили. В дальнейшем эта привычка поможет выявить проблему и пересмотреть свой подход к продуктовым покупкам.

Важно понимать, что выброшенные продукты – это еще и потраченные ресурсы потребителя. Вы заплатили деньги за тот творожок, который не съели и выкинули. Другими словами – подарили мусорке свои деньги.

Еще одним проверенным и действенным способом удачно внедрить в свою жизнь разумное потребление станет привычка заранее составлять список продуктов. Так вы начнете осознанно подходить к процессу покупки – чётко осознавать свои потребности, а не хватать всё по акции.

Вы также можете выделить на своей кухне отдельную полку для продуктов, у которых заканчивается срок годности. Таким образом вы напомните себе, что их необходимо скорее употребить в пищу или передать кому-нибудь другому.

 

Текст: Любовь Руденко
Фото: АНО «Фудшеринг»