Санкт-Петербург: «Театр – это дом»: интервью с особенным актёром Вадимом Гулаковым
27 октября – Молодежные новости. Вадим Гулаков – актёр, журналист и литератор. Человек, который, несмотря на свой диагноз – ДЦП, в актёрской профессии находится более 20 лет. Впервые Вадим вышел на сцену, когда ему было 3 года. С тех пор он сыграл более 20 ролей. Медиаволонтёр МИА «МИР» поближе познакомилась с Вадимом и его творчеством.
Почему ты выбрал театр?
В противодействие своему диагнозу я всегда стремился выйти за рамки окружающей реальности, а актёрская профессия подходила для этого как нельзя лучше. Впервые я вышел на сцену в 3 года, это были отчётные концерты хора Химкинкого центра развития для детей с ДЦП. С тех пор вот никак не могу остановиться.
Кто больше всего повлиял на твоё актёрское становление?
Конечно, это мои педагоги. То, что я представляю из себя сейчас — это целиком и полностью их заслуга и синтез их трудов. Да, у меня нет полноценного высшего актёрского образования (при.ред. Вадим получил дополнительное образование в актёрско-режиссёрской мастерской МПГУ), но я постоянно занимаюсь самосовершенствованием во всех областях профессии – физическая форма, теоретическая и практическая части.
С какими трудностями ты столкнулся в своей профессии, учитывая твою особенность?
Конечно, это некоторое ограничение по образам. Я не лезу в классический репертуар, хотя некоторые роли мне было бы очень интересно сыграть. Например, Астрова из «Дяди Вани», из Гоголя что-нибудь, Дубровского Пушкина, Печорина из «Героя нашего времени». Эти герои по-разному волевые.
Возникало ли у тебя желание закончить театральную деятельность и сменить профессию?
Я трижды уходил из профессии, так как физически не было возможности ей заниматься, и трижды возвращался, потому что не хватало живой энергии зрительского зала. Никакие съёмки этого никогда не заменят. Это дало мне понять, что от судьбы всё равно не уйдёшь. Так что уходить я не собираюсь, по крайней мере, в ближайшее время.
Театр тебе нравится больше кино?
Конечно! Театр – это «дом» актёра, там люди по полвека служат, а в кино мы все «в гости» приходим.
Какая у тебя любимая роль на данный момент?
Если говорить о театре, то это моноспектакль «Чёрный человек» по поэме Сергея Есенина, который я ставил и играл сам. Всё началось в школе. Мы должны были сдавать экзамены в 10 классе. Я выбрал историю и литературу. По итогу нужно было сделать проект, а я просто сумасшедший фанат Есенина. Так всё и получилось. В течение следующих почти пяти лет я ещё работал над этим спектаклем, чтобы всё отточить и довести до идеальной формы в моих глазах. Повторял его иногда уже на чтецких вечерах.
В кино у меня впереди несколько важных проектов, которые, я уверен, затмят всё то, что я делал до этого, но по поводу них я пока ничего не могу рассказывать.
Во время рабочего процесса ты наблюдал повышенное внимание к себе, желание создать особые комфортные условия?
Ни разу пока такого не было. Может, это и хорошо – так подчёркивается равенство, признание полноценным членом коллектива.
Какое совет ты бы дал актёрам, режиссёрам, которые работают в одной команде с человеком, у которого есть особенности?
Не впадать в крайности: нас не надо жалеть, но если мы о чём-то просим, по возможности входить в положение.
Кроме театра, ты также журналист и литератор. Расскажи подробнее о своей деятельности в этих сферах.
Я пишу с 4 лет. Сначала были стихи, потом проза, потом журналистика. Я видел в этом наиболее подходящий для себя способ взаимодействия с миром на тот момент. Темы и жанры разные пробовал. Сейчас вот более-менее нашёл своё – мне нравится нуар. Но что и как с этим будет дальше, я пока и сам не знаю.
Что можешь сказать людям, которые сомневаются в себе и своих силах?
Я сам столько в себе сомневаюсь, что даже не знаю, что сказать. Сомневаться в себе необходимо – никогда ни в чём не сомневается только идиот. Опять же, сомнения выводят из зашоренности, а в искусстве это жизненно необходимо как лучшее средство от застоя. Главное, чтобы сомнения не останавливали работу и не мешали двигаться вперёд – тогда всё будет, как надо.
Чему бы ты хотел научиться в будущем?
К своим 25 годам хочется научиться хоть как-то разбираться в людях и понимать жизнь. Без этого нельзя полноценно существовать в актёрской профессии, там одна сплошная психология. Но опыт показывает, что даже тот, кого ты любил, кто был рядом на протяжении многих лет, кто понимал и поддерживал тебя, твоё творчество, творил вместе с тобой, стал в прямом смысле слова твоей «Вселенной», ради кого ты был готов пожертвовать всем, вдруг как-то резко в один день по щелчку пальцев решил поменять весь ваш «рок-н-ролл» на очень странный и не совсем достойный комфорт. И вот ты стоишь со всеми своими «приобретениями» в этих отношениях, озираешься вокруг – а тебе некуда больше идти, потому что других таких нет, лучше этого ничего нет и не будет, а хуже тебе не надо. После такого «научиться» хочется хотя бы «как продолжать жить дальше». Жалко только, что это не всегда получается.
Твой ответ звучит так, как будто тебе разбили сердце….
Это закаляет. Но убивает веру в людей. Сейчас рядом есть человек, с которым у нас, вроде бы, есть взаимопонимание. Но та история научила меня не быть таким максималистом.
Можешь ли назвать предмет, который у тебя ассоциируется с твоей деятельностью?
Копилка: мы копим манеры, привычки, характеры людей, и потом выдаём их в виде искусства как зеркала общества, чтобы люди могли посмотреть на себя со стороны и сделать какие-то выводы.
А в виде чего эта копилка?
Ох, это хороший вопрос... Зеркало – мы же показываем.
Поближе познакомиться с творческом Вадима можно на его «YouTube»-канале и группе «Вконтакте».
Текст: Арина Большакова
Фото: Кадр из короткометражного фильма «Русалка», (реж. Вадим Богомолов, 2020)
***
Информация предоставлена в рамках проекта «Медиа-волонтер», который стартовал по инициативе Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации в районах Санкт-Петербурга. Благодаря этому проекту представители Молодежной организации «МИР» активно участвуют в информационном освещении локальных городских событий.