Санкт-Петербург: «Главное – видеть улыбку пассажира»
11 мая – Молодёжные новости. Профессия бортпроводника для многих окутана ореолом тайны. Как попасть на борт самолёта в качестве работника? Какие существуют требования к здоровью, внешности стюардов и стюардесс? Об особенностях обучения, нынешней ситуации в небе и качествах идеального пассажира расскажет Полина Никитенкова.
Полина, вы всегда хотели работать стюардессой?
Это никогда не было моей мечтой, но бортпроводники всегда вызывали у меня восхищение. Я хотела поступить в высшее учебное заведение и стать архитектором. Небо меня не привлекало, всё произошло достаточно спонтанно.
Как вы попали в авиабизнес?
Сначала я прошла собеседование с HR-специалистами компании, и меня пригласили на обучение. Но перед этим нужно было подтвердить качество своего здоровья и я отправилась проходить ВЛЭК (прим.: врачебно-лётная экспертная комиссия). Это было не очень-то просто, у меня были некоторые проблемы со здоровьем, но моё желание стать стюардессой было выше всяких преград (улыбается). Далее полтора месяца я обучалась в учебном центре нашей авиакомпании. Почти каждый день у нас был новый предмет, мы изучали всё, начиная авиационными конвенциями и заканчивая аварийно-спасательными процедурами. Постоянно сдавать экзамены и учить такой объём информации было достаточно трудно.
Какие требования есть к здоровью и внешности бортпроводников?
Здоровье должно быть идеальное. На ВЛЭКе даже просят справку из поликлиники о том, что вы пять лет вообще ничем не болели, вот такие требования. Встречаться со стюардом или стюардессой – значит быть уверенным, что твой партнёр полностью здоров. Касаемо внешности: на собеседовании на это, конечно, обращают внимание. У тебя не должно быть тату и пирсинга, а максимальный размер одежды – 46-й.
Скажите, как вы представляли себе работу и совпали ли ваши ожидания с реальностью?
Я думала, что всё будет намного сложнее. Оказалось, работать бортпроводником довольно приятно, ты быстро вливаешься в эту среду. Я действительно очень люблю летать.
Полина, вы можете рассказать о политике вашей авиакомпании? Некоторые пассажиры не совсем понимают концепцию лоукостера.
Лоукостеры работают так: за небольшую стоимость, обычно самую низкую на рынке, ты получаешь возможность приобрести авиабилет, но тебе не предоставят питание, пледы, спинки кресел скорее всего не будут откидываться, а количество пассажирских мест будет максимальное из возможных. Также не будет разделения на классы.
Как вы считаете, так ли необходимо на борту ношение формы?
Форма украшает любую авиакомпанию и выделяет её среди других. На бортпроводников многие смотрят с восхищением в том числе и из-за этого. Для меня форма уже стала второй кожей, я действительно очень горжусь тем, что ношу её.
Как пандемия повлияла на работу бортпроводников и авиабизнес в целом?
Конечно, пандемия внесла свои коррективы, весь мир вообще не летал несколько месяцев. Но позже всё стало возобновляться, улучшаться, и недавно наша авиакомпания отменила ношение масок на борту.
А сегодняшняя ситуация в мире сильно изменила вашу сферу деятельности?
Не без изменений, естественно. В любом случае, планы каждой авиакомпании остаются грандиозными, и мы надеемся, что ситуация станет лучше. Конечно, сейчас многие авиалинии отправляют своих сотрудников в простой (прим.: «простой» – временное прекращение работы с сохранением выплат минимального оклада) от двух недель до полугода, где-то ведутся и сокращения. Наша авиакомпания старается максимально сохранить команду, у нас очень большие планы развития.
Можно ли сейчас вообще как-то попасть в страны зарубежья по воздуху?
Никто не отменял полёты на самолётах иностранных авиалиний. Вам, конечно, придётся сделать достаточно много пересадок и отдать крупную сумму денег, но и в столь непростые времена можно найти выход из любой ситуации.
Вернёмся лично к вам. Случались ли за время вашей работы какие-то чрезвычайные ситуации на борту? Что вы чувствовали в тот момент?
Несколько раз была сильная турбулентность, но это довольно привычная вещь для бортпроводника, происходило и нечто экстраординарное. Во время полёта пилоту сообщили, что на борту бомба. Нам пришлось искать её, при этом пытаясь сохранить спокойствие клиентов, и совершить внеплановую посадку в одном из аэропортов. Всё обошлось, бомбы не было. Когда на учёбе шёл разговор о таких ситуациях, я боялась, что растеряюсь и не смогу совладать с собой. Но когда такое произошло, мне удалось сохранить хладнокровие и действовать по СОПу (прим.: СОП, стандартные операционные процедуры — набор пошаговых инструкций при выполнении какой-либо задачи).
Что вы считаете самым приятным в работе бортпроводником?
Возможность путешествовать. Недавно я летала в командировку в Иркутск, впервые в жизни увидела озеро Байкал. Потрясающее место.
Завершить интервью хотелось бы важным вопросом. Какой он – идеальный пассажир?
Спокойный, уважающий работу бортпроводников и понимающий концепцию лоу-кост компании. Самое главное – увидеть его улыбку.
Текст: Дарья Ревкова
***
Информация предоставлена в рамках проекта «Медиа-волонтер», который стартовал по инициативе Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации в районах Санкт-Петербурга. Благодаря этому проекту представители Молодежной организации «МИР» активно участвуют в информационном освещении локальных городских событий.