Россия: Пилоты - герои летающие высоко в облаках
7 декабря – Молодёжные новости. 7 декабря весь мир отмечает День гражданской авиации. Пилот – романтичная профессия, но в то же время опасная. О мужестве и храбрости экипажей самолётов свидетельствует больше количество увлекательных историй. Редакция МИА МИР подготовила материал о героических подвигах пилотов и поговорила с действующим представителем гражданской авиации Павлом Никитиным.
Посадка горящего самолета
11 февраля 2016 года полёт из Доминиканской Республики в Москву вместо 12 часов продлился всего 40 минут. Сразу после взлета за бортом раздался резкий хлопок – вспыхнул левый двигатель. Но опытные пилоты не поддались панике и быстро приняли верное решение – вернуться на землю. Хотя с полным баком топлива и одним работающим двигателем такая посадка была крайне рискованной. Тем более, когда едкий дым проник в кабину, и пилоты управляли судном, надев кислородные маски. Но иного варианта не было. Самолёт мог загореться и взорваться в воздухе в любое время. 38-летний Константин Парикожа, командир самолёта, взял на себя ответственность за судьбы почти 400 человек и аккуратно посадил лайнер. Все пассажиры были выведены по надувным трапам. Позже пилоты признались, что не чувствовали страха за себя, переживали за пассажиров. «Самое главное, что нас там волновало: как произойдет эвакуация и как будут реагировать пассажиры», — рассказывал Парикожа. Герои-летчики получили государственные награды.
Чудо в тайге
7 сентября 2010 года самолёт Ту-154 летел по маршруту Полярный – Москва. На третьем часу полёта на высоте 10 киллометров у судна отказала вся система бортового электропитания. В одно мгновение пилоты остались без автопилота, навигации, радиосвязи, а электрические насосы перестали доставлять топливо к двигателям. У экипажа оставалось всего 30 минут для предотвращения катастрофы. Пилоты Евгений Новоселов и Андрей Ламанов сначала приняли решение о посадке на воду, но вдруг среди тайги заметили взлетную полосу бывшего аэропорта Ижма. Её в течение 12 лет поддерживал в рабочем состоянии начальник вертолётной площадки Сергей Сотников. Никто и не предполагал, что в какой-то момент эта взлётная полоса сможет спасти жизни 72 пассажиров и девяти членов экипажа. Посадка всё же была непростой, полоса оказалась вдвое короче чем нужно для Ту-154. Но удача была на стороне экипажа, и самолёт выкатился в лес лишь на 160 метров. Никто из пассажиров не пострадал. Спустя месяц награды нашли своих героев и пилотов наградили государственными медалями и орденами.
Посадка самолёта в кукурузном поле
Утром 15 августа 2019 года авиалайнер Airbus A321 столкнулся со стаей чаек, и птицы попали в воздухозаборники двигатели самолёта. В результате чего сразу заглох левый двигатель, а второй начал работать нестабильно. Самолёт начал плавно падать. Прямо по курсу находилось кукурузное поле, команда экипажа приняла решение совершить посадку прямо на него. Хотя шансы на аварию были высоки, из-за того, что самолёт был полностью заправлен и из-за тяжести его посадочная скорость была выше обычной. Перед приземлением пилоты отключили второй двигатель и не стали выпускать шасси, позже эксперты подчеркнут, что это было единственное верное решение. Командир корабля Дамир Юсупов произвёл посадку в ручном режиме. Лайнер благополучно приземлился с 226 пассажирами и 7 членами экипажа. При приземлении самолёт не раскололся, пожара тоже удалось избежать. После того, как все покинули самолёт, пассажиры окружили экипаж и стали аплодировать пилотам. Командиру лайнера и второму пилоту были присвоены звания Героев России, остальные члены экипажа были награждены орденами Мужества.
«Пилот должен обладать хорошим здоровьем, быстрой и правильной реакцией на изменяющиеся условия, он должен быть образован, ответственен, уметь сохранять спокойствие в любой ситуации. У пилотов есть свои традиции: не говорить слово «последний», а использовать «крайний»; гладить самолёт перед и после рейса. У меня есть личный ритуал: я не выкидываю мусор перед рейсом. А во время обучении не было ничего сложного, просто надо было много всего учить. Хотелось поскорее начать летать» - рассказал Павел Никитин, второй пилот.
Ежедневно в мире совершается от 78 792 до 88 101 рейсов. Пилоты берут на себя ответственность за миллионы жизней. Редакция МИА МИР благодарит команды экипажей за их труд и заботу о каждом пассажире.
Текст: Светлана Никульшина.
Фото: Pixabay.