Санкт-Петербург: Чтобы помочь мозгу, нужен простой фел
11 марта - Молодёжные новости. Спустя несколько лет исследований психологам и нейробиологам Санкт-Петербургского государственного университета удалось выяснить наиболее эффективный способ усвоения новых слов. Выделяются два метода: эксплицитный, когда прямые инструкции воспринимаются осознанно, и имплицитный, когда знания выясняются из контекста. Исследование опубликовано в журнале Frontiers in Psychology.
Чтобы его провести, ученые отобрали те слова русского языка, которые состояли из трех букв, трех звуков и означали хорошо знакомые предметы или животных. Из этих слов составили псевдослова - например, «мун» или «фел», после чего подобрали изображения различных предметов и животных, неизвестных испытуемым - например, глубоководных обитателей, чтобы в процессе присвоить им новые названия. Подопытные отвечали на десять различных вопросов, куда включали и новые слова - например, «Перед вами фел. Запомнили?» или «Имеет ли рога мун?». Таким образом усваивался смысл. Далее исследователи снимали показания электроэнцефалограммы (ЭЭГ), где фиксировались всплески мозговой активности, а также подвергали испытуемых различным тестам.
Оказалось, что эффективны оба способа: эксплицитное и имплицитное научение. Любопытно, что согласно показаниям ЭЭГ, задействуются разные зоны мозга - например, при имплицитном активность сдвинута в зоны левого полушария, а эксплицитное задействует отдельные зоны по всему мозгу. Эти данные пригодятся не только в развитии собственной памяти, но и в терапии, когда требуется восстановить речь после повреждений мозга - например, сейчас врач будет выбирать способ обучения в зависимости от пораженных участков. Что эффективнее: универсальная или индивидуальная методика?
«Универсальные механизмы работы мозга есть у всех, однако индивидуальные особенности в строении мозга есть у каждого. Строение обусловлено влиянием окружающей среды, генами, питанием и т.д. Это как с телефонами: они работают одинаково, но все выглядят по-разному. Но универсальные методики запоминания слов есть - это мнемотехники. Мнемотехники работают за счет использования ассоциаций, а это универсальный механизм. Личные особенности запоминания можно узнать, наблюдая за собой, но это часто необъективный способ. Объективный - это всевозможные тестирования для проверки памяти. Сильные стороны стоит усиливать, а слабые развивать!» - делится тренер по развитию памяти Илья Исаков.
Текст: Антон Бучин
Фото: Pixabay