ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
25 января
24 января
23 января
22 января
21 января
20 января
19 января
18 января
17 января
16 января
15 января
14 января
13 января
12 января
11 января
09 января
20:29
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ДОБРА
06 января
04 января
02 января
30 декабря
29 декабря
28 декабря
10:00
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ДОБРА
27 декабря
26 декабря
25 декабря
24 декабря
21:42
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ДОБРА
23 декабря
20:38
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ДОБРА
22 декабря
21 декабря
20 декабря
19 декабря
18 декабря
17 декабря
ГОЛОСОВАНИЕ
Нужна ли астрономия в качестве школьного предмета?

Россия: В. Путин - А. Асмолову: Учебники сегодня - это бизнес

20 декабря, 15:32

 

20 декабря - Молодёжные новости. 7 декабря 2018 года в Министерстве просвещения РФ состоялось совещание, в ходе которого было принято решение о сокращении федерального перечня учебников на 30%, сообщают «Вести образования». В связи с этим решением известный российский психолог, профессор Александр Григорьевич Асмоловнаправил обращение председателю Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человекаМихаилу Александровичу Федотову и обещал поднять тему учебников 11 декабря на встрече с Президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным.

О решающих судьбу вариативности образования совещаниях А.Г. Асмолов рассказал все подробности:

«Несмотря на позицию вице-президента РАН Алексея Хохлова, Министерством было жёстко принято решение сократить 30% учебников. При этом оно ссылается на то, что за подобным решением стоит экспертиза Российской академии образования.

А теперь факты.

Факты состоят в том, что ни одного представителя РАО — ни президента, ни вице-президента, ни уполномоченных представителей по решению этих вопросов — на заседании Совета не было.

На вопрос, сколько академиков РАО участвовало в экспертизе учебников, прозвучал ответ, как об этом говорят проверенные источники, что было один-два академика и три члена-корреспондента РАО. Эта информация должна быть, безусловно, уточнена. Но главный факт заключается в том, что в принятии сегодняшнего решения ни экспертное сообщество РАО, ни экспертное сообщество РАН участия не принимали.

Когда именем РАО — как профессионального сообщества — прикрываются, это в высшей степени парадоксальная ситуация.

И поэтому возникают вопросы: к чему была эта спешка, без изменения процедуры экспертизы учебников? Почему на основе некачественной экспертизы дополнительного характера поспешили отбросить 30% учебников?

Возникает ощущение, что за подобным решением проступают мотивы, далёкие от обеспечения качества образования. Они лежат в какой-то совершенно другой плоскости. Что это за плоскость, не будем сейчас обсуждать.

Скажу лишь, что на кону вопрос о десятках миллиардов рублей, которые стоят за индустрией учебников. Встаёт вопрос: какие задачи в своих решениях решает Министерство просвещения России?

По какому пути оно идёт, если в позапрошлом году Президент страны создал специальные решения, предполагающие, что любая спешка, касающаяся содержания образования без всякого участия в нём профессиональных сообществ, недопустима! В этом году в майском указе было сказано, что мы должны войти в лидирующие страны мира в области общего образования. Что же побуждает Министерство принимать решения, которые приводят к резкому ухудшению и понижению качества содержания образования в нашей стране, вместо того чтобы войти в эти страны?

Замечу, что в течение последних двух лет все эксперты, которые хоть в какой-то мере были не согласны с позицией Минобразования и науки, были выведены из Совета Министерства по стандарту, так же как и из Научно-методического совета по учебникам. Это делалось для того, чтобы не осталось ни одного, кто так или иначе не поддерживал бы жёсткую линию Министерства на полную ликвидацию вариативности выбора учащихся в России.

Справочно:

1370 – 37% = 863 + учебник Л. Петерсон

Научно-методический совет по учебникам Минпросвещения сократил федеральный перечень учебников в России на 37% — из 1370 наименований в нем осталось 863, сообщает INTERFAX.RU со ссылкой на сообщение пресс-службы Минпросвещения. «В перечень также вернулись учебники, которые ранее неоднократно просили вернуть педагоги и родители, получив соответствующие положительные экспертизы. Среди них учебник по математике для младших классов Л.Г. Петерсон», — отметили в пресс-службе Минпросвещения РФ».

«11 декабря состоится встреча Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека с В.В. Путиным. Думаю, что это как раз то место, где вполне правомерно поставить вопрос о том, почему в Минпросе принимаются решения, идущие вразрез с политикой Президента РФ; решения, в которых Президент, во-первых, предупреждает об опасности спешки в подобных решениях; говорит о повышении роли профессиональных сообществ и грамотной экспертизы, а также ставит такие амбициозные цели, как вхождение России в лидирующие страны мира в области школьного образования. Я, безусловно, подниму эти вопросы, если у меня будет возможность. Также я их подниму на пресс-конференции в «России сегодня», посвящённой проблемам учебного книгоиздания», — пообещал А. Г. Асмолов.

Свое обещание член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека А.Г. Асмолов выполнил и рассказал об ответе В.В. Путина, прозвучавшем в ходе встречи:

«На Совете по правам человека я кратко изложил свою позицию в контексте работы Совета. Она состояла в том, что меня огорчает ситуация, при которой всё более и более нарастает риск уменьшения прав на качественное образование, риск уменьшения прав на выбор для учащихся и учителей.

Это особенно грустно, когда мы видим, как быстро меняется мир вокруг, и в результате целого ряда вещей, когда мы сокращаем пространство выбора, а тем самым развитие содержания, мы можем оказаться в арьергарде разных стран мира, и наше образование безнадежно отстанет.

В этой ситуации для меня всегда действует формула «за контент ответим!», сказал я Президенту. И для нас важно, как происходит обновление контента. Сегодня каждый ребенок сам себе Гугл и сам себе Яндекс. Сегодня изменился психологический портрет нового поколения. И в этой ситуации любые скоропалительные решения в образовании могут привести к очень тяжелым последствиям. В связи с этим я обращаюсь с предложением.

Стандарты образования приняты несколько лет назад. По стандартам образования, особенно начальной школы, мы показываем высокое качественное образование и позитивный результат.

В связи с этим бесконечные попытки заменять содержание образования и стандарты отвечают формуле Владимира Высоцкого: «Я на десять тыщ рванул, как на пятьсот, и спекся».

Именно по этой логике действуют различные наши ведомства. Особенно эта логика проявилась в том, что на 37 процентов был сокращен федеральный перечень учебников.

Надо понять, что учебник — это прежде всего остров доверия. И не в том вопрос, на 37 или 50 процентов он сокращен, а в том, что при сокращении количество меняет качество. Происходит подмена тезиса. И непонятно, каким образом это сокращение проводится. Без независимой экспертизы со стороны вузовского сообщества, РАН, РАО и независимых ассоциаций учительства.

Поэтому я попросил Президента сделать так, чтобы подобного рода скоропалительные действия не нанесли еще большего вреда нашим детям и учителям. Также я сказал, что нужно обновлять содержание образования, при этом использовать опыт новых инновационных программ, которые есть в «Сириусе».

В ответ на это Владимир Путин заметил, что опыт «Сириуса» — опыт уникальный, но пока он — для одаренных детей. Вместе с тем, нужно пытаться сделать так, чтобы этот опыт стал более системным для России.

А теперь главное, что он ответил на мои слова. Я цитирую слова Президента:

«Единый учебник — это неэффективно! И в связи с этим унификация учебников — это процесс, который вызывает серьезные сомнения. Конечно, не должно быть беспредела, но приведение к единому учебнику вызывает серьезные вопросы».

Это была первая, сверхважная позиция Путина.

Вторая позиция — еще более важная. Президент сказал мне (хотя я сам об этом не говорил ни слова):

«Поймите, самое важное — понять, что учебники сегодня — это бизнес. И это необходимо приостановить. От этого необходимо избавиться!».

 

Источник: Вести образования