ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
04 марта
03 марта
02 марта
01 марта
28 февраля
27 февраля
26 февраля
25 февраля
24 февраля
23 февраля
22 февраля
21 февраля
20 февраля
19 февраля
18 февраля
17 февраля
16 февраля
15 февраля
14 февраля
13 февраля
12 февраля
11 февраля
10 февраля
09 февраля
08 февраля
06 февраля
05 февраля
04 февраля
03 февраля
02 февраля
01 февраля
31 января
30 января
29 января
28 января
27 января
26 января
25 января
24 января
23 января
22 января
ГОЛОСОВАНИЕ
Нужна ли астрономия в качестве школьного предмета?

Ленинградская область: Дед Мороз и Йоулупукки по традиции встретились на границе России и Финляндии​

20 декабря, 11:11

 

Российский Дед Мороз и его европейский коллега Санта-Клаус, которого в Финляндии называют Йоулупукки, в преддверии католического Рождества и Нового года встретились на пограничном переходе «Брусничное» на российско-финляндской границе. Эта встреча, по традиции, ежегодно проходит в декабре, но в 2016 году оба символа Нового года встретились в день, когда в России отмечается Никола Зимний - один из самых важных праздников холодного сезона в старину.

"Подобревшие" волшебники

И Санта, и Дед Мороз официально приобрели черты доброго Святого Николая, раздающего подарки, сравнительно недавно. Так, легенда о Санта-Клаусе появилась в 1822 году, когда американский писатель Клемент Кларк Мур сочинил для своих девятерых детей стихотворение «Визит Святого Николая».

Что же до Деда Мороза, то «он "подобрел" в XIX веке, в том числе под влиянием Санта- Клауса», - рассказала научный сотрудник Музея новогодней и рождественской игрушки в Великом Устюге Елена Архипова.

По её словам, статус хозяина новогоднего праздника Дед Мороз получил после 1936 года, когда в СССР стала возрождаться традиция новогодних елок. «С конца 1930-х у него появилась внучка Снегурочка», - напомнила Архипова.

Сегодня внешний вид Деда Мороза и Санта-Клауса практически унифицировался - оба имеют вид добродушных старцев с длинными бородами и в красно-белой одежде, у обоих за спиной - мешок с подарками. Однако так было не всегда: в старину Дед Мороз имел лохматую неухоженную бороду, отсылавшую к его потустороннему образу, а Йоулупукки и вовсе принимал облик козла.

«Устойчивого духа Мороза у славян долго не было, это сравнительно поздний персонаж. Он был старым, волосатым - это традиционные черты иного мира, само слово "дед" указывает на его принадлежность к миру предков», - рассказывает руководитель отдела этнографии русского народа Российского Этнографического музея Дмитрий Баранов. Он отметил, что только в XIX веке многие фольклорные сюжеты были адаптированы для восприятия широкой публикой - в их число, благодаря Некрасову и Островскому, вошёл и Дед Мороз.

Йоулупукки (в переводе - «рождественский козел») известен финнам со Средних веков. Но еще 200 лет назад его изображали как грубого старика с бородой из пакли, в куртке наизнанку и в деревенском треухе. Он ходил по деревням, требуя подарков и угощений, а в случае отказа мог даже избить отказавшегося. Современный облик Санты придумали в Германии в 1950-60-х годах вместе с рекламой Coca-Cola, благодаря чему финны на первых порах называли его «Кока-кола-пукки».

Красный тулуп Деда Мороза появился в 1930-х. В дореволюционной России он носил белую или синюю шубу, благодаря художнику Виктору Васнецову. Именно Васнецов изобразил в 1885 году зимнего волшебника бородатым стариком в белом славянском костюме. До XIX века он побивал посевы, морозил людей, и в некоторых деревнях Архангельской области до сих пор сохранился обычай варить для него кисель, чтобы задобрить. Сварив еду, его постоянно звали, чтобы не прошел мимо и не обиделся - именно отсюда пошла традиция на детских утренниках хором звать Дедушку Мороза.

"Была традиция кормить мороз - считалось, что если он будет голодным, то погубит урожай. Готовили кутью, кисель - это атрибуты поминального стола, пища для предков. Ставили еду в дверях или на окне", - рассказал Баранов.

По его словам, согласно легенде, «Дед Мороз приходит через дверь или стучится в окно либо «рисует на нем узоры», тогда как «Санта приходит через печную трубу, что также указывает на его принадлежность к волшебному миру».

Таким образом, в славянской традиции сохранились черты «чуждости» - Дед Мороз высокий и суровый. По сравнению с Сантой у Деда Мороза более высокий статус: он - хозяин леса, и его функции не ограничиваются одними лишь новогодними поздравлениями.

Однако и белобородый добрый старик, у которого просили о защите и исполнении желаний, издревле существовал в славянской традиции - это был Святой Николай. Зимний Николин день считался на Русском Севере «полусвятками», его отмечали всей деревней. Было даже слово «николить» - пить, гулять, праздновать. «Святки - очень архаичный праздник дохристианского происхождения, происходит от слова "свет», - поясняет Баранов.

В сказку - на Север

Во всём мире существует лишь два места, где Новый год происходит все 365 дней: это резиденция Санта-Клауса близ Рованиеми, столицы финской Лапландии, и вотчина Деда Мороза под Великим Устюгом на Русском Севере. История каждой из них началась благодаря политике. Крошечный приполярный Рованиеми в середине ХХ века имел все шансы остаться рядовым северным городком, если бы в 1950 году его не включили в программу визита в Финляндию супруги американского экс-президента Элеоноры Рузвельт. Финны решили придумать нечто необычное и построили на Полярном круге небольшой домик, который сопровождавшие миссис Рузвельт журналисты немедленно окрестили «избушкой Санта-Клауса». В 60-х годах хижину обновили и расширили под влиянием растущего турпотока, а с 1985 года появился «офис Санты».

Сегодня рождество в Лапландии - это крупнейший бизнес с миллионными оборотами и огромным потоком туристов со всего мира. Ежегодно Лапландию посещают около двух млн человек. 80% из 57 тысяч жителей Рованиеми заняты в туризме, а свободных мест на январь в отелях не заказать уже в конце октября. «Индустрия Рождества» настолько обширна, что в 1998 году пришлось открыть «резервный фронт» - Санта-парк, устроенный в огромной пещере среди природных скал. В этом месте можно встретить супругу Йоулупукки - белокурую лапландку Йоулумуори.

История существования резиденции Деда Мороза в Великом Устюге началась в 1998 году, когда в Вологодской области была делегация мэрии Москвы, и столичные гости, увидев красоты вологодских лесов, предположили, что именно здесь и должен жить российский Дед Мороз. В 1999 году в 11 км от Великого Устюга, на берегу реки Сухоны открылся новогодний комплекс. Сейчас это один из самых популярных объектов детского и семейного туризма с дворцом Деда Мороза, гостиницами, кафе, ледником с коллекцией ледовых скульптур и зоопарком, где содержится более 50 видов животных и птиц.

Гостей здесь пока меньше, чем в Рованиеми, но если в 2016 году резиденцию Деда Мороза в Великом Устюге посетили около 270 тысяч российских и зарубежных туристов, то к 2030 году власти Вологодской области прогнозируют рост турпотока до 300-500 тысяч. В этих целях будет развиваться «новогодний кластер» и проект «Сказочная Россия».

Вокруг света - за новогоднюю ночь

По традиции, в конце каждого года Дед Мороз объезжает всю Россию, а Йоулупукки облетает на волшебных северных оленях почти весь мир. Финские учёные подсчитали, что финский Санта-Клаус ежегодно преодолевает расстояние в 466 млн км.

Согласно легенде, перед путешествием Йоулупукки достает из тайника волшебный ключ и заводит огромные часы на Полярном круге, чтобы немного замедлить вращение Земли и растянуть время, поэтому новогодняя ночь кажется такой долгой. У него два вида транспорта: санки с оленями для снежного, «белого» Рождества и автомобиль - для «черного».

Отъезд Санты в путешествие 23 декабря - одно из самых популярных телешоу мира, каждый год его транслируют больше ста телекомпаний с аудиторией 650 млн человек.

Дед Мороз открывает сезон новогодних поздравлений задолго до самого Нового Года - 18 ноября он отмечает свой день рождения, после которого отправляется в путешествие по России. Транспорт Деда Мороза - сани, запряженные тройкой белых лошадей. Дата отъезда выбрана на основании наблюдений за погодой - к этому дню, как правило, в Вологодском регионе устанавливается снежный покров.

Письма в Новый год

У каждого из новогодних волшебников есть собственная почта, куда круглый год приходят сотни тысяч посланий со всего мира. История такого общения также отсчитывается с 1950-х: дети, узнав, что в Лапландии живет настоящий Санта-Клаус, стали писать ему.

Рождественской индустрии в Рованиеми тогда еще не было - были только лесорубы, которые стали отвечать на детские письма, чтобы разнообразить долгие полярные вечера. В наши дни на рождественский почтамт в Рованиеми ежегодно приходит более 700 тысяч писем из 197 стран, а общее число за 31 год существования почты уже перевалило за десяток миллионов. Примерно каждое сотое письмо Йоулупукки получает из России. Почтамт работает на десяти языках, в особых случаях приглашают переводчика из университета Рованиеми.

Почта Деда Мороза в Великом Устюге по почтовому обороту быстро догоняет почтамт в Рованиеми: уже получено трёх млн писем из 90 с лишним стран ближнего и дальнего зарубежья. Как отмечается, возраст авторов писем - от 3 до 98 лет.

«Самый популярный запрос от мальчиков - конструктор "Лего", от девочек - куклы и игрушки в виде животных, - рассказала специалист Почты Деда Мороза Оксана Панова. - Много писем приходит от взрослых, причем мужчины часто просят подарить на Новый год новую машину, некоторые даже детально расписывают в письме, какой должен быть цвет, салон и т. д. Женщины чаще всего присылают новогоднему волшебнику просьбы «подарить» мужа».

Такие же просьбы поступают и к Йоулупукки: когда незамужние дамы просят помочь им устроить личное счастье, это вызывает у него смущение, поскольку он обязан исполнить желание, но опыта для такого желания у него не хватает. Именно поэтому он предпочитает все же получать более «материальные» запросы.

Дед Мороз предупреждает: чтобы желание исполнилось, оно обязательно должно быть добрым. И еще просит обязательно писать без ошибок - грамматические огрехи его всерьез расстраивают.

Помощь оказавшимся в беде

«Все поступающие письма делятся на несколько категорий, - рассказывает Оксана Панова. - Мы делим их на добрые, творческие, интересные и социальные. Авторы интересных писем просят подарить "волшебные" вещи - мешок снежинок, волшебную пыльцу, один мальчик попросил скатерть-самобранку, чтобы его мама не уставала, готовя ужин после работы». «Социальные» письма, которые пишут дети или взрослые, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, почта Деда Мороза пересылает социальным службам регионов, в которых живут адресанты, чтобы на месте можно было принять меры и помочь семье.

Социальный аспект есть и в работе Рождественского почтамта Санта-Клауса: конверты, в которых поступают письма, не выбрасывают, а берут в работу. Их передают филателистам Рованиеми, которые изготавливают из марок подарочные наборы. Потом эти наборы поступают в продажу, а средства от их реализации по договоренности с Детским фондом ООН передаются в помощь детям в бедных странах.

 

Информация предоставлена ТАСС

Фото: Александр Демьянчук, ТАСС

#инициатива #развитие #СМИ 

#МИАМИР #молодежныеСМИ #позитив

#добро