ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
20 сентября
19 сентября
18 сентября
ГОЛОСОВАНИЕ
Нужна ли астрономия в качестве школьного предмета?

Ленинградская область: Дед Мороз и Йоулупукки по традиции встретились на границе России и Финляндии​

20 декабря, 11:11

 

Российский Дед Мороз и его европейский коллега Санта-Клаус, которого в Финляндии называют Йоулупукки, в преддверии католического Рождества и Нового года встретились на пограничном переходе «Брусничное» на российско-финляндской границе. Эта встреча, по традиции, ежегодно проходит в декабре, но в 2016 году оба символа Нового года встретились в день, когда в России отмечается Никола Зимний - один из самых важных праздников холодного сезона в старину.

"Подобревшие" волшебники

И Санта, и Дед Мороз официально приобрели черты доброго Святого Николая, раздающего подарки, сравнительно недавно. Так, легенда о Санта-Клаусе появилась в 1822 году, когда американский писатель Клемент Кларк Мур сочинил для своих девятерых детей стихотворение «Визит Святого Николая».

Что же до Деда Мороза, то «он "подобрел" в XIX веке, в том числе под влиянием Санта- Клауса», - рассказала научный сотрудник Музея новогодней и рождественской игрушки в Великом Устюге Елена Архипова.

По её словам, статус хозяина новогоднего праздника Дед Мороз получил после 1936 года, когда в СССР стала возрождаться традиция новогодних елок. «С конца 1930-х у него появилась внучка Снегурочка», - напомнила Архипова.

Сегодня внешний вид Деда Мороза и Санта-Клауса практически унифицировался - оба имеют вид добродушных старцев с длинными бородами и в красно-белой одежде, у обоих за спиной - мешок с подарками. Однако так было не всегда: в старину Дед Мороз имел лохматую неухоженную бороду, отсылавшую к его потустороннему образу, а Йоулупукки и вовсе принимал облик козла.

«Устойчивого духа Мороза у славян долго не было, это сравнительно поздний персонаж. Он был старым, волосатым - это традиционные черты иного мира, само слово "дед" указывает на его принадлежность к миру предков», - рассказывает руководитель отдела этнографии русского народа Российского Этнографического музея Дмитрий Баранов. Он отметил, что только в XIX веке многие фольклорные сюжеты были адаптированы для восприятия широкой публикой - в их число, благодаря Некрасову и Островскому, вошёл и Дед Мороз.

Йоулупукки (в переводе - «рождественский козел») известен финнам со Средних веков. Но еще 200 лет назад его изображали как грубого старика с бородой из пакли, в куртке наизнанку и в деревенском треухе. Он ходил по деревням, требуя подарков и угощений, а в случае отказа мог даже избить отказавшегося. Современный облик Санты придумали в Германии в 1950-60-х годах вместе с рекламой Coca-Cola, благодаря чему финны на первых порах называли его «Кока-кола-пукки».

Красный тулуп Деда Мороза появился в 1930-х. В дореволюционной России он носил белую или синюю шубу, благодаря художнику Виктору Васнецову. Именно Васнецов изобразил в 1885 году зимнего волшебника бородатым стариком в белом славянском костюме. До XIX века он побивал посевы, морозил людей, и в некоторых деревнях Архангельской области до сих пор сохранился обычай варить для него кисель, чтобы задобрить. Сварив еду, его постоянно звали, чтобы не прошел мимо и не обиделся - именно отсюда пошла традиция на детских утренниках хором звать Дедушку Мороза.

"Была традиция кормить мороз - считалось, что если он будет голодным, то погубит урожай. Готовили кутью, кисель - это атрибуты поминального стола, пища для предков. Ставили еду в дверях или на окне", - рассказал Баранов.

По его словам, согласно легенде, «Дед Мороз приходит через дверь или стучится в окно либо «рисует на нем узоры», тогда как «Санта приходит через печную трубу, что также указывает на его принадлежность к волшебному миру».

Таким образом, в славянской традиции сохранились черты «чуждости» - Дед Мороз высокий и суровый. По сравнению с Сантой у Деда Мороза более высокий статус: он - хозяин леса, и его функции не ограничиваются одними лишь новогодними поздравлениями.

Однако и белобородый добрый старик, у которого просили о защите и исполнении желаний, издревле существовал в славянской традиции - это был Святой Николай. Зимний Николин день считался на Русском Севере «полусвятками», его отмечали всей деревней. Было даже слово «николить» - пить, гулять, праздновать. «Святки - очень архаичный праздник дохристианского происхождения, происходит от слова "свет», - поясняет Баранов.

В сказку - на Север

Во всём мире существует лишь два места, где Новый год происходит все 365 дней: это резиденция Санта-Клауса близ Рованиеми, столицы финской Лапландии, и вотчина Деда Мороза под Великим Устюгом на Русском Севере. История каждой из них началась благодаря политике. Крошечный приполярный Рованиеми в середине ХХ века имел все шансы остаться рядовым северным городком, если бы в 1950 году его не включили в программу визита в Финляндию супруги американского экс-президента Элеоноры Рузвельт. Финны решили придумать нечто необычное и построили на Полярном круге небольшой домик, который сопровождавшие миссис Рузвельт журналисты немедленно окрестили «избушкой Санта-Клауса». В 60-х годах хижину обновили и расширили под влиянием растущего турпотока, а с 1985 года появился «офис Санты».

Сегодня рождество в Лапландии - это крупнейший бизнес с миллионными оборотами и огромным потоком туристов со всего мира. Ежегодно Лапландию посещают около двух млн человек. 80% из 57 тысяч жителей Рованиеми заняты в туризме, а свободных мест на январь в отелях не заказать уже в конце октября. «Индустрия Рождества» настолько обширна, что в 1998 году пришлось открыть «резервный фронт» - Санта-парк, устроенный в огромной пещере среди природных скал. В этом месте можно встретить супругу Йоулупукки - белокурую лапландку Йоулумуори.

История существования резиденции Деда Мороза в Великом Устюге началась в 1998 году, когда в Вологодской области была делегация мэрии Москвы, и столичные гости, увидев красоты вологодских лесов, предположили, что именно здесь и должен жить российский Дед Мороз. В 1999 году в 11 км от Великого Устюга, на берегу реки Сухоны открылся новогодний комплекс. Сейчас это один из самых популярных объектов детского и семейного туризма с дворцом Деда Мороза, гостиницами, кафе, ледником с коллекцией ледовых скульптур и зоопарком, где содержится более 50 видов животных и птиц.

Гостей здесь пока меньше, чем в Рованиеми, но если в 2016 году резиденцию Деда Мороза в Великом Устюге посетили около 270 тысяч российских и зарубежных туристов, то к 2030 году власти Вологодской области прогнозируют рост турпотока до 300-500 тысяч. В этих целях будет развиваться «новогодний кластер» и проект «Сказочная Россия».

Вокруг света - за новогоднюю ночь

По традиции, в конце каждого года Дед Мороз объезжает всю Россию, а Йоулупукки облетает на волшебных северных оленях почти весь мир. Финские учёные подсчитали, что финский Санта-Клаус ежегодно преодолевает расстояние в 466 млн км.

Согласно легенде, перед путешествием Йоулупукки достает из тайника волшебный ключ и заводит огромные часы на Полярном круге, чтобы немного замедлить вращение Земли и растянуть время, поэтому новогодняя ночь кажется такой долгой. У него два вида транспорта: санки с оленями для снежного, «белого» Рождества и автомобиль - для «черного».

Отъезд Санты в путешествие 23 декабря - одно из самых популярных телешоу мира, каждый год его транслируют больше ста телекомпаний с аудиторией 650 млн человек.

Дед Мороз открывает сезон новогодних поздравлений задолго до самого Нового Года - 18 ноября он отмечает свой день рождения, после которого отправляется в путешествие по России. Транспорт Деда Мороза - сани, запряженные тройкой белых лошадей. Дата отъезда выбрана на основании наблюдений за погодой - к этому дню, как правило, в Вологодском регионе устанавливается снежный покров.

Письма в Новый год

У каждого из новогодних волшебников есть собственная почта, куда круглый год приходят сотни тысяч посланий со всего мира. История такого общения также отсчитывается с 1950-х: дети, узнав, что в Лапландии живет настоящий Санта-Клаус, стали писать ему.

Рождественской индустрии в Рованиеми тогда еще не было - были только лесорубы, которые стали отвечать на детские письма, чтобы разнообразить долгие полярные вечера. В наши дни на рождественский почтамт в Рованиеми ежегодно приходит более 700 тысяч писем из 197 стран, а общее число за 31 год существования почты уже перевалило за десяток миллионов. Примерно каждое сотое письмо Йоулупукки получает из России. Почтамт работает на десяти языках, в особых случаях приглашают переводчика из университета Рованиеми.

Почта Деда Мороза в Великом Устюге по почтовому обороту быстро догоняет почтамт в Рованиеми: уже получено трёх млн писем из 90 с лишним стран ближнего и дальнего зарубежья. Как отмечается, возраст авторов писем - от 3 до 98 лет.

«Самый популярный запрос от мальчиков - конструктор "Лего", от девочек - куклы и игрушки в виде животных, - рассказала специалист Почты Деда Мороза Оксана Панова. - Много писем приходит от взрослых, причем мужчины часто просят подарить на Новый год новую машину, некоторые даже детально расписывают в письме, какой должен быть цвет, салон и т. д. Женщины чаще всего присылают новогоднему волшебнику просьбы «подарить» мужа».

Такие же просьбы поступают и к Йоулупукки: когда незамужние дамы просят помочь им устроить личное счастье, это вызывает у него смущение, поскольку он обязан исполнить желание, но опыта для такого желания у него не хватает. Именно поэтому он предпочитает все же получать более «материальные» запросы.

Дед Мороз предупреждает: чтобы желание исполнилось, оно обязательно должно быть добрым. И еще просит обязательно писать без ошибок - грамматические огрехи его всерьез расстраивают.

Помощь оказавшимся в беде

«Все поступающие письма делятся на несколько категорий, - рассказывает Оксана Панова. - Мы делим их на добрые, творческие, интересные и социальные. Авторы интересных писем просят подарить "волшебные" вещи - мешок снежинок, волшебную пыльцу, один мальчик попросил скатерть-самобранку, чтобы его мама не уставала, готовя ужин после работы». «Социальные» письма, которые пишут дети или взрослые, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, почта Деда Мороза пересылает социальным службам регионов, в которых живут адресанты, чтобы на месте можно было принять меры и помочь семье.

Социальный аспект есть и в работе Рождественского почтамта Санта-Клауса: конверты, в которых поступают письма, не выбрасывают, а берут в работу. Их передают филателистам Рованиеми, которые изготавливают из марок подарочные наборы. Потом эти наборы поступают в продажу, а средства от их реализации по договоренности с Детским фондом ООН передаются в помощь детям в бедных странах.

 

Информация предоставлена ТАСС

Фото: Александр Демьянчук, ТАСС

#инициатива #развитие #СМИ 

#МИАМИР #молодежныеСМИ #позитив

#добро