ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
30 апреля
28 апреля
26 апреля
14:00
ОБРАЗОВАНИЕ
25 апреля
24 апреля
23 апреля
21 апреля
19 апреля
17 апреля
16 апреля
15 апреля
14 апреля
12 апреля
10 апреля
09 апреля
08 апреля
07 апреля
03 апреля
02 апреля
01 апреля
31 марта
30 марта
15:00
КУЛЬТУРА
интервью
29 марта
28 марта
27 марта
23 марта
22 марта
21 марта
20 марта
18 марта
15 марта
12 марта
11 марта
10 марта
09 марта
08 марта
07 марта
06 марта
05 марта
04 марта
03 марта
02 марта
01 марта
29 февраля
28 февраля
27 февраля
26 февраля
25 февраля
23 февраля
22 февраля
21 февраля
20 февраля
19 февраля
18 февраля
16 февраля
15 февраля
14 февраля
13 февраля
11 февраля
09 февраля
07 февраля
06 февраля
02 февраля
30 января
27 января
25 января

Санкт-Петербург: Виктор Соловьев - о первых шагах в бизнесе и нюансах командной работы на старте

25 февраля, 15:00

Генеральный директор компании Zolle Виктор Соловьев поделился с нами советами о том, как правильно развить предпринимательский потенциал, дал несколько рекомендаций для тех, кто по-прежнему занимает пассивную позицию, опасаясь трудностей, связанных с открытием собственного дела, рассказал где получить необходимые знания и практические навыки, а также дал наставления о том, как не упустить возможности, которые открыты перед вами уже сейчас.

Какие вопросы Вы бы посоветовали задать себе прежде, чем окунуться в бизнес и его изучение?

Человек должен сам сформировать свою картину мира. И чем быстрее он правильно поставит вопрос, из разряда: «А что мне нужно узнать и где получить технологию? Как стать эффективным и успешным в бизнесе?», тем качественнее сформирует свой набор критериев, свои кейсы, свою широту взглядов, и начнет делать всё сам.

«Есть ли технология, по которой можно из любителя стать профессионалом, удовлетворенным плодами своего труда, который имеет признание, деньги и успех? Чего я хочу? Какая картина моего успеха?» – всё это правильные вопросы.

Есть интересный принцип: глупый гонится за деньгами, умный – за знаниями, чтобы деньги гнались за ним, а третий – мудрый, который думает о том, как создать обмен пользы на деньги. Понятно, что ключевая идея – это человек, который имеет хорошие намерения качественно сделать что-то интересное для кого-то или для себя. Второй момент – у него есть знания, как это продвинуть, как это обеспечить с выгодой для себя в продаже.

У меня есть пример моего товарища, который строит скейт-парки. И создавать он их начал будучи школьником. Самый первый скейт-парк был сделан для себя и своих друзей, но сделан с запасом: то есть всё было продумано так, чтобы на этой площадке могли кататься и другие люди. И со временем это перешло в его коммерческую деятельность: из хобби он стал предпринимателем на любимом деле, которым зарабатывает. Сейчас у него большая компания с приличными оборотами. Это один тип людей. У них один подход, то есть они видят пустоту на рынке и хотят закрыть её, создать лучший продукт, поэтому берут и делают. То есть это от любви к делу и от того, что человек не может не делать: он хочет, он видит, и со временем он набирается опыта.

Есть те, которые пытаются перебирать разные ниши, прямо как в спорте: человек попробует свои силы в волейболе, хоккее, теннисе и тут: «Ооо, балет!». И начинает заниматься балетом, прогрессировать там. То есть сначала у человека много времени уходит на то, чтобы понять «кто я?» и «что я хочу делать?». Это тоже иногда стратегия.

Некоторые приходят чисто с целью заработать. Они учатся механикам быстрого извлечения выгоды с рынка. И они такие: «Так, ну вот маркетплейсы! В этой истории пустота на рынке! Значит не хватает обучающих программ!». И он начинает делать то, что сейчас актуально рынку, то есть его задача как коммерса – монетизировать.

Поэтому финально я бы свел человека к следующему: важно определить, что природно тебе дается легче и что ты можешь делать без денег по принципу. То есть понятно, что деньги – это отражение твоей ценности, помноженной на правильный маркетинговый рычаг. Но по сути, человек должен понять, что результат его деятельности – это следствие вовлеченности, помноженной на количество проб и ошибок. То есть всё упирается в количество часов, посвященных тому, чтобы пройти дальше остальных, стать профессионалом. А профессионал – это тот, кто совершил максимум ошибок в одной узкой ниши. Поэтому человек должен понимать, в какой ниши он готов совершить максимальное количество ошибок. Если он осознает, что ему это направление уже природой предопределено, у него в этом деле есть больше сил и энергии, то он быстрее получит от этого результат.

Как Вы посоветуете бороться с психологическими барьерами, страхами и научиться рисковать в бизнесе?

Научиться рисковать можно только рискуя. Ровным счетом, как научиться ходить можно только пробуя. То есть механически посмотреть и изучить, как это делают другие. Конечно, ребенок в окружении людей, которые ходят, считает это нормальной картинкой, поэтому нет идеи, что у него этого не получится. Так и начинающий предприниматель должен, в первую очередь, видеть других предпринимателей, которые наошибались, но остались целы. То есть он предполагает, что они наошибались, но видит их целый бизнес, а это значит, что всё, скорее всего, сложилось у них в итоге правильно.

Поэтому, первое – я должен видеть людей, дошедших до результата, второе – я должен набивать шишки, пробовать, не сдаваться. Вопрос заключается только в умении анализировать эти ошибки, потому что к этому сводится принцип роста. Уметь анализировать ошибки – это ключ.

Вы бы посоветовали начинать путь в развитии собственного дела самостоятельно или в команде единомышленников? Какие нюансы стоит учесть?

Я точно советую всегда делать с кем-то. На старте, как ни крути, с одной стороны страшно, с другой – веселее делать вместе с другими людьми. Здесь важно уяснить, что в командной работе мы учимся понимать себя и свою уникальность. Только в кооперации, в командной игре мы способны раскрыть свой потенциал, потому что наши друзья, сотрудники, партнеры уберут то, что у нас не получается, и помогут сфокусироваться на наших сильных сторонах. Так получится быстрее достигнуть прогресса, выйти на результат.

Есть даже такой термин, что бизнес – это отношения. И это история о том, что я должен уметь выстраивать отношения с клиентами, с сотрудниками, с партнерами внутри бизнеса, с поставщиками, с государством и так далее. Поэтому уметь выстраивать отношения – это база. Но невозможно начать их выстраивать, если я не тот, с кем хочется взаимодействовать. А захотят со мной взаимодействовать только тогда, когда я проявлю харизму, покажу свою уникальность и буду делать дело с куражом.

Поэтому если говорить про нюансы, то важно уметь показать людям, какой ты есть. Всем будет наплевать на ваш внешний вид, особенности голоса, речь и прочее, если видно, как вы горите своим делом. Это влюбляет. Но к такому состоянию невозможно прийти, если человек расфокусирован и делает то, что забирает у него энергию, а не дает.

Можете ли Вы опровергнуть стереотипы о бизнесе, которые часто пугают людей на старте? С какими столкнулись Вы?

Так как я очень рано начинал, то особо стереотипов не было. Я набивал свои шишки, много обучался, читал о тех сильных компаниях, принципы которых не поменяются следующие несколько тысяч лет, условно, пока цивилизация живет. То есть это история правильных базовых вещей.

Убеждения, которые меня тормозили…Это были мысли, связанные с заработком на любимом деле. Я считал так: ты либо занимаешься любимым делом и на нем зарабатываешь, либо идешь зарабатывать не на любимом деле. А вот что на любимом деле можно заработать много – у меня такой идеи не было. И в какой-то момент я понял, что меня это сильно тормозит, потому что где-то уперся в потолок и не перестраивал подход, а просто продолжал копать. Это меня сильно ограничивало, когда мои друзья зарабатывали много денег. Зато я занимался любимым делом, пока они жертвовали своей энергией. Но это как бы оправдание. А потом я понял, что, оказывается, это моя узкость. И таких моментов было много.

Где Вы бы посоветовали обучиться бизнесу? Или универсальный метод обучения — это метод проб и ошибок?

Я считаю, что должен быть баланс. Учиться не менее важно. Все равно если у тебя нет академической базы, то ты не сможешь построить что-то хорошее. Бизнес – это история, в которой есть узкоспециализированные знания: по найму, по построению финансовой модели, по структуре компании, по умению делать маркетинговую воронку и так далее. То есть всё это нужно понимать. Поэтому необходимо учиться и, что важнее, уметь применять по итогу. Просто учиться и складывать теоретические знания в стопку – как мы выходим из универа и понимаем, что жизнь только начинается и полученные знания нам не нужны – это, конечно, не очень хорошо. А вот уметь применять те самые знания, навыки и в моменте понимать, что тебе необходимо сделать в определенной ситуации – это очень важно.

А как понять, что дело, в которое ты вкладываешь деньги принесёт прибыль?

Чтобы пересечь океан, нужно не побояться упустить берег из виду. То есть ни ты, ни кто-либо другой не знает, сколько потребуется попыток. У меня в окружении несколько тысяч предпринимателей: у кого-то долги в миллиард с чем-то, а у кого-то быстрые результаты от первого дела. То есть пути вообще разные.

Точно могу сказать, что должны быть здоровый оптимизм и вера в будущее, но в то же время – отсутствие розовых очков. Человек, который не видит реальной картины, не имеет критического взгляда – убьется. Мы ведь в лабиринте находимся: когда люди начинают, то они даже не знают объем своего незнания.

Это история о том, как важно принять свой путь. «Человек-марафонец» гонится за целью, но он ритмично бежит и получает удовольствие от процесса, а «человек-спринтер», который планирует за год успеть добиться всего, по итогу разрушается. Если это твой путь, то неважно, сколько времени он займет. Это важно понять и принять. Только тогда человек преодолеет все, потому что не будет страха перед неизвестным, и он будет получать кайф от того, что делает: исследование себя, сотрудников, рынка.

Представим базовую ситуацию: у молодого человека есть идея, но нет денег на её реализацию. Как найти инвесторов, если ещё не заявил о себе?

Есть множество способов и инструментов по привлечению инвесторов. В моем окружении встречается разный опыт, но вновь повторюсь: всю идет изнутри. Заниматься привлечением инвестиций всегда легко тогда, когда ты искренне веришь в свое дело. Только тогда у тебя не будет проблем, и в тебя вложатся нормальные ребята.

Первый этап финансирования любой идеи начинается со стадии FFF (Friends, Family, Fools — Друзья, Семья, Дураки). То есть оттуда мы берем первые деньги. Но даже в таком случае финансы приходят к нам только тогда, когда мы горим делом. Эта история работает, когда мы обоснованно уверены в своих действиях, потому что у нас есть результаты, либо же у нас есть розовые очки. И то, и другое надо иметь, в какой-то степени, но вопрос в том, что чем больше мы приближены к реальности, тем легче нам дадут денег. Если вы предлагаете метод средства как-то приумножить, то другой человек будет готов рискнуть какой-то частью своих.

Но я считаю, что лучше всего идти по другому пути. То есть сначала пытаться свои компетенции дорастить до того, чтобы прийти к тому, у кого уже есть бОльшая сила, и помочь ему. По принципу: чтобы заработать миллион, помоги кому-то три заработать. Возьмите на себя ответственность внутри компании другого человека, проявите навыки, чтобы руководитель дал больше зарплаты, заметьте неоптимальности в работе, чтобы открыть свою с четким пониманием, как делать не станете.

Большинство компаний предпринимателей ломаются, потому что те не поняли главных законов, а когда ты в более тепличных условиях посмотрел, что срабатывает, почему именно такие закономерности работают, то ты уже можешь начинать надстраивать свое. Не надо изобретать велосипед: лучше взять чужой и улучшить его. Есть даже такое выражение, что рынок платит не за талант, а за характер. Проявить характер – это значит иметь намерение броситься в неизвестность, но невозможно этого сделать, если ты не понимаешь продукт, клиентов, рынок. Поэтому надо набивать руку за счет понимания природы покупателя, а для этого нужна какая-то практическая база. Чем больше практики, тем проще двигаться.

Каким должен быть проект, чтобы Вы вложили в него деньги?

Есть разные направления, по которым мы оцениваем проекты, в которые мы инвестируем деньги.

Первое – это оценка самого человека: его морально-этические ценности, взгляды, его энергия, готовность делать, IQ (то есть его мозги), знания, умение добиваться результата, его прошлый опыт, удачливость. Второе – рынок. То есть какой это рынок: растущий, падающий, какая фаза, выясняем что с ним происходит на данном этапе. Далее – это продукт, бизнес-модель, то есть понимание, может ли этот продукт масштабироваться, быть устойчивым. Существует множество факторов, но в основном профессиональные инвесторы смотрят на предпринимательский дух, готовность играть большую игру.

Большие проекты – это пять-семь лет. То есть человек должен быть готов за этот временной промежуток менять подход, меня взгляды, менять себя. Увидеть марафонский потенциал в человеке – это отдельная особенность.

На какие ниши в предпринимательской деятельности Вы бы посоветовали обратить своё особенное внимание молодежи?

Не хочу давать общего ответа, по типу: «Ну вот, смотрите: есть маркетплейсы, реклама, трейдерство…». Я считаю, что сначала человеку нужно задаться вопросом о том, по каким критериям выбирать нишу.

Есть видео Оскара Хартманна и других крутых ребят с опытом, которые инвестируют большие деньги, и которые могут научить вас полезным вещам, могут что-то подсказать. Что могу сказать я? Надо изначально смотреть на тот рынок и бизнес, которые существуют уже вне нашей среды, и которые можно было бы сюда принести. То есть, допустим, здесь у нас отсутствует рабочая модель, а там она давно работает. Есть большая вероятность, что она здесь приживется, поэтому надо увидеть, присмотреться и попробовать!

Но опять же, важно идти по зову души и сердца. Если дело перерастает в любимое, в удовольствие, в свой икигай (заниматься любимым делом, зарабатывать деньги, помогать людям, раскачивать профессионализм), то, как говориться, водичка быстро дырочку найдет.

Из рационалиста и того, кто любит свое дело, выживает второй. Потому что он не может не делать, так как любит то, чем занимается, и по определению разбирается в этом лучше остальных. Других просто сдувает, потому что они не нашли сил определиться с нишей из-за исключительного интереса к деньгам.

 

Текст: Стася Нечаева