Россия: «Мои миллионы»: как правильно спланировать бюджет
24 декабря – Молодёжные новости. Деньги – это инструмент, способное привести к заданной цели. Но любым инструментом нужно уметь правильно пользоваться. О том, как продолжить маршрут к своей финансовой мечте, при этом не утонув в бумажных чеках рассказала бизнес-трекер, Ольга Ворошилова.
Почему планировать бюджет важно?
Планирование бюджета поможет всегда оставаться с деньгами. Согласитесь, это приятно. Также грамотно спланированный бюджет поможет в будущем достичь цели и образа жизни, который вы хотите для себя и своей семьи.
С чего стоит начинать планировать бюджет?
Начать стоит со сбора информации о ваших личных или семейных доходах и расходах. Если вы ведёте только свой бюджет – всё просто. Если семейный – стоит договориться о том, как вы будете фиксировать доходы и расходы. При сборе информации важно вспомнить или предусмотреть все траты периодического или разового характера. Пока просто соберите все цифры в одной табличке. И без паники. Да, вы так много тратите и так мало зарабатываете. Но это пока. Теперь всё под контролем и взяв ответственность на себя, получив нужные знания, вы придёте к приятной вам картине.
Как заниматься планированием, чтобы не тонуть в бумажных чеках, чтобы это было нескучно?
Сегодня у всех крупных банков в программах имеется учёт финансов, можно воспользоваться их статистикой для того, чтобы проанализировать доходы и расходы прошлых 3-6 месяцев. Если вы тратите много наличных – заведите привычку складывать чек в отделение кошелька. Важно определиться с удобной для вас периодичностью внесения цифр в таблицу (ежедневно, еженедельно, ежемесячно). Чтобы было не скучно – используйте программки, которые нам предлагают разработчики для телефонов, компьютеров или табличные формы в excel, которые вам кажутся наглядными.
Можно подойти к процессу творчески и называть статьи доходов и расходов, как греет вашу душу. Например, зарплата – «награда герою», или квартплата «содержание замка». Ну если вы очень серьезны, тогда доход – «кровно заработанные», а питание «содержание здорового тела». Относитесь к этому как к игре, в процессе которой вы обязательно выиграете. Здорово держать перед глазами цель, которой вы хотели бы достичь в будущем. Для этого могут подойти и точные формулировки, и визуальный ряд (картинки). Ставьте не только глобальные цели на 20 лет, но и среднесрочные и краткосрочные – тогда будет интересно. Ну и поощряйте себя за хорошо сделанную работу.
Какой процент от своего дохода лучше откладывать на будущее?
Мне не нравится формулировка «откладывать на будущее». Больше нравится термины «Фонды», «Капитал». А подушку безопасности я назвала «Магнит для денег» – помните поговорку «Деньги идут к деньгам». Фондов можно создавать столько, сколько вы хотите и откладывать в них до 50% своего дохода – если остальных 50% вам хватит на жизнь и обязательные платежи (питание, содержание жилья, транспорт и пр.). Например, фонды могут быть на образование, путешествия, крупные покупки для дома, на сам дом, автомобиль и так далее. Важно, как можно раньше начать формировать свой капитал, который вы будете в дальнейшем инвестировать. Назовите его тоже как-нибудь пафосно (деньги любят преувеличения и славу), например, «Forbes» или «Моё богатство».
В чём разница планирования бюджета на полгода и на год?
При планировании бюджета на длительный срок учтите расходы, которые случаются с редкой периодичностью: страховки, налоги, крупные покупки и расходы на праздники, отпуск. Годовой бюджет при этом показательнее. Ещё одно предложение для амбициозных – запланируйте рост доходов (примерно на 20% в месяц) и тогда ваш ум всегда будет замечать и отмечать возможности, где можно заработать больше. Например: попросить прибавки зарплаты у начальства, потому что вы готовы уже выполнять более ответственную работу; подработайте там, где возможно, например, монетизируйте своё хобби. Если вы фрилансер или предприниматель – добавьте в свою услугу больше ценности дополните сервисом и увеличьте стоимость. Найдите новую нишу, где будут платить больше. Получите от государства налоговые вычеты. Используйте скидки и кэшбэки. Вовремя возвращайте в магазин не подошедшую вещь. Продайте на Авито ненужное. Верните деньги, которые вам должны. В общем задавайте своему уму задачку каждое утро «А как я могу ещё сделать деньги сегодня?»
Семье лучше иметь общий «кошелёк» или всё же раздельный?
Это каждая пара решает самостоятельно. Оптимально, если оба зарабатывают деньги, договариваться об общем фонде, из которого оплачиваются общие же расходы на питание, содержание жилья и прочие важные потребности. Поровну или в пропорциях в общий фонд будут поступать деньги от мужа и жены – это так же вопрос договорённости. Обсуждение и согласование расходов – важный навык. Надо учиться делать это дружелюбно, с пониманием потребностей и возможностей друг друга. Вот так и строятся крепкие семьи.
Понятно, что в период декретного отпуска или ухода за ребёнком, больше ответственности за обеспечение семьи берёт на себя тот, кто меньше занимается выращиванием детей (у нас это чаще мужская обязанность). Но бывает по-разному и это вопрос рациональности. И конечно здорово, если у каждого есть свои собственные деньги на расходы и формирование капитала. Свобода, уверенность в себе, ответственность – важные основы любви.
Как избежать ненужных трат?
Мой ответ – их надо запланировать! Серьёзно. Запланируйте в бюджете фонд поощрения, спонтанных покупок (небольшой процент) – тогда вы будете чувствовать себя свободнее. Никто не смеет ущемлять ваших желаний! Даже вы сами. И вторая мотивация – выбор. Только вы выбираете, выпить чашечку кофе в кафе или отложить лишние 20$ в копилку «Мои миллионы» или «Отпустите меня в Гималаи». Ну и лайфхак от меня: если мне понравилась какая-то вещь, я говорю себе, что вернусь за ней завтра, если за сутки я буду о ней по-прежнему думать, как о необходимой. Работает!
И помните – это ваши деньги. Любите их и заботьтесь о них, они обязательно ответят вам взаимностью.
Текст: Светлана Никульшина.
Фото: Pixabay.