ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
15 апреля
14 апреля
12 апреля
10 апреля
09 апреля
08 апреля
07 апреля
03 апреля
02 апреля
01 апреля
31 марта
30 марта
15:00
КУЛЬТУРА
интервью
29 марта
28 марта
27 марта
23 марта
22 марта
21 марта
20 марта
18 марта
15 марта
12 марта
11 марта
10 марта
09 марта
08 марта
07 марта
06 марта
05 марта
04 марта
03 марта
02 марта
01 марта
29 февраля
28 февраля
27 февраля
26 февраля
25 февраля
23 февраля
22 февраля
21 февраля
20 февраля
19 февраля
18 февраля
16 февраля
15 февраля
14 февраля
13 февраля
11 февраля
09 февраля
07 февраля
06 февраля
02 февраля
30 января
27 января
25 января
24 января
20 января
18 января
17 января
10 января
09 января
05 января

Россия: Финансовое образование детей – инвестиция в будущее

29 октября, 15:00

 

29 октября – Молодежные новости. Никто не знает ничего о деньгах при рождении. Это знание не заложено в нас изначально, но для жизни в современно обществе необходимо обрести такое умение. Взрослые должны помочь детям в постижении финансов. О том, как лучше познакомить ребенка с деньгами редакции МИА «МИР» рассказал Эдуард Матвеев, автор книг о финансах для детей «Лесная биржа» и «Атака воронов».

Как объяснить ребенку что такое деньги?

В сказке «Лесная биржа» деньги появились естественным путём – жители леса никак не могли быстро и удобно обмениваться своим трудом. И у них появились деньги – предмет, который все хотели бы получить, и на который каждый готов обменять свой труд. Таким образом, деньги – это частичка чьего-то труда. Именно поэтому кража денег – кража труда. В целом у денег три важных качества: они помогают обмениваться трудом, оценивать труд и хранить (накапливать) труд. Попробуйте пофантазировать с ребёнком, можно ли было бы делать то же самое без денег!

Как выработать финансовую грамотность у детей?

В любом деле главное – мотивация. С детьми особенно. Поэтому важно объяснить ребёнку, показать собственным примером, что грамотное обращение с деньгами, сбережения и инвестиции помогут ему в будущем достичь таких целей, о которых он даже боялся мечтать. Да и «маленькие» цели будут ему по плечу уже сейчас в рамках его карманных денег.

Почему важна финансовая грамотность для детей?

Дело в том, что любой человек создаёт за свою жизнь два вида капитала: человеческий и финансовый. Первый – это денежный поток, который человек получает за свою работу, деятельность. Поэтому, чем раньше ребёнок будет задумываться о будущем призвании, профессии, тем раньше и с более высокого уровня он будет получать этот поток. Но чем раньше человек овладеет финансовой грамотностью, тем раньше он начнёт грамотно обращаться с приходящими деньгами, откладывать и инвестировать, в результате чего и будет появляться финансовый капитал. В результате к возрасту различных рисков (включая выход на пенсию) у человека будет сформирована подушка безопасности, которая позволит без потерь пройти сложные жизненные этапы и не менять свой стиль жизни даже после выхода на пенсию.

В каком возрасте можно начинать учить детей финансовой грамотности?

Я рекомендую делать это тогда, когда ребёнок заинтересовался деньгами, монетками, стал задавать вопросы, захотел сам дать денежку в магазине кассиру. Обычно это происходит в 4 – 6 лет. Именно в этом возрасте, кстати, по результатам разных исследований закладываются основы финансового поведения в жизни.

Как объяснить детям что такое финансовая грамотность?

Ну, начнём с того, что мне вообще не нравится это словосочетание. Оно какое-то формальное, что ли. Но в целом, это когда человек умеет грамотно обращаться с деньгами, в результате чего у него остаются лишние деньги – сбережения, которые он также грамотно приумножает.

Что почитать по финансовой грамотности для детей?

Книг по финансовой грамотности для детей – огромное количество, много переводных довольно знаменитых авторов, например, Бо Шеффера. Я написал свои книги таким образом: чтобы они отражали именно нашу действительность; были максимально непохожи на школьные учебники; не заставляли ничего учить, но при этом помогали быстро запоминать термины и финансовые понятия (благодаря системе логических цепочек и слов-паронимов); чтобы был единый сказочный сюжет (так легче запоминается вся история и понятия и бизнес-кейсы с нею связанные); чтобы книги, сказочные герои и финансовые проблемы/возможности росли вместе с читателем.

Что такое финансовая грамматика (грамотность?) в школе?

На данный момент принято решение не выделять финансовую грамотность в отдельный предмет, а включить её элементы в существующие предметы. Думаю, это довольно здравое решение, поскольку в школах и так запредельная нагрузка. А в данном случае школьники будут не просто, скажем, вычислять задачу с процентами, а решать абсолютно жизненную ситуацию, скажем, по выбору параметров ипотеки или расчёту семейного бюджета.

Как ребенку управлять своими финансами?

Смотря что под этим подразумевать. На первом этапе – поставить перед собой финансовую цель. И родители в данном случае могут помочь. Без цели деньги, которые попадают ребёнку в руки, будут быстро тратиться. Далее – овладеть навыками примитивной экономии. Но, если цель будет поставлена правильно, ребёнок этому довольно быстро научится. На втором – этапе деньги, которые откладываются, могут быть инвестированы (конечно, при наличии знаний). Для этого я бы порекомендовал почитать вместе с ребёнком книги «Лесная биржа» и «Атака Воронов». Далее можно открыть инвестиционный счёт в любой брокерской компании или банке и начать долгосрочные инвестиции. Единственный момент: в силу различных сложностей и ограничений, до достижения вашим ребёнком 18 лет, вас придётся открыть счёт на своё имя.

Можно ли платить детям за работу по дому?

Категорически нет. И этому есть огромное количество подтверждений: ребёнок быстро привыкает к этому и любую, даже мелкую помощь по дому не хочет выполнять «бесплатно». Однако, на мой взгляд, не впрямую помощь по дому можно привязать к объёму выдаваемых карманных денег.

Как правильно давать деньги детям?

Если вы хотите заложить в ребёнка основы правильного финансового поведения, нужно приучить его к мысли, что ресурсы, включая деньги – конечны. Денег не может быть сколько угодно много, нет такого, что «родители всегда найдут для меня деньги». И именно поэтому наилучший механизм – карманные деньги. Выдавая их с равной периодичностью, вы приучаете ребёнка к планированию на определённый период. То же самое он будет делать, когда вырастет и начнёт зарабатывать самостоятельно. Ограниченная сумма научит ребёнка видеть приоритеты в своих тратах, научит экономии. Правильно поставленная цель (на что коплю) научит откладывать часть любых доходов. С другой стороны, эти вещи должны быть в некоем балансе. Например, в книге «Дима и Совёнок» главный герой делил каждую порцию карманных денег на три части: на текущие расходы, на сбережения, на помощь другим.

 

Текст: Виталий Ягодин.

Фото: Pixabay.