ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
07 июля
06 июля
05 июля
04 июля
03 июля
02 июля
01 июля
30 июня
29 июня
28 июня
27 июня
26 июня
25 июня
24 июня
23 июня
22 июня
21 июня
20 июня
19 июня
18 июня
17 июня
16 июня
15 июня
14 июня
13 июня
12 июня
11 июня
10 июня
09 июня
08 июня
07 июня
06 июня
05 июня
04 июня
ГОЛОСОВАНИЕ
Нужна ли астрономия в качестве школьного предмета?

Санкт-Петербург: История городского трамвая в документальных свидетельствах из фонда Президентской библиотеки

15 сентября, 12:55

 

В следующем году 29 сентября исполнится 110 лет с того дня, когда на улицы Санкт-Петербурга вышел первый электрический трамвай. В фонде Президентской библиотеки хранятся электронные копии редких исторических документов и изданий, которые подробно раскрывают все этапы истории развития трамвайного движения в нашем городе. 

Первый общественный транспорт появился в Санкт-Петербурге в 1830 году,  это был предшественник трамвая – омнибус, запряженная лошадьми вместительная карета. В фонде Президентской библиотеки можно найти электронную копию «Дела о дозволении отставному статскому советнику Трико завести особого рода кареты или омнибусы для перевозки пассажиров в С.-Петербург, и до Царского Села и Павловска» 1844 года, где дается подробная характеристика транспортной новинки: «Кареты должны иметь все места одинаково устроенные, число этих мест не превышает 16. <…>Места куда отправляется каждая карета означатся надписью на ней, сверх того, для большего отличия, кареты будут окрашены в различные цвета, а ночью освещены фонарями, в которых огонь будет того же цвета, какого краска экипажа. При каждой карете, кроме кучера, будет находиться кондуктор. <…>Этот кондуктор впускает и выпускает седоков и получает плату за проезд. <…> В омнибусы допускаются только лица благопристойной наружности».

В 1860-х годах омнибусы сменила конно-железная городская дорога или трамвай на конной тяге, в простонародье «конка». В начале XX века действовало около тридцати линий, проходящих по центральной части города. В книге «Статистический очерк С.-Петербурга: планы города и театров» приведен «Общий план Санкт-Петербурга, исправленный по 1894 год», на котором можно увидеть, что маршруты конки к тому времени охватывали большую часть города.

Электрический трамвай в знакомом нам виде появился на улицах Петербурга осенью 1907 года. Первая трамвайная линия соединила здание Главного штаба с 8-й линией Васильевского острова. 

В фонде Президентской библиотеки представлена электронная копия «Проекта переустройства Санкт-Петербургских железных дорог на электрическую тягу», которая рассказывает, как разрабатывалась будущая сеть городских железных дорог: «Направление линий должно быть выбрано таким образом, чтобы они представляли собой отдельные непрерывные линии между отдаленнейшими концами города и проходили через центральные артерии городского движения так, чтобы каждый пассажир мог по возможности без пересадок проехать из одного конца города в другой с наименьшей затратой времени и денег».

Еще один исторический документ, касающийся истории трамвая, «Трамвайные сметы и чертежи. 1912 г.», дает возможность увидеть, как новый вид транспорта постепенно вводился на городские улицы. В смету, в частности, внесен «разбор булыжной мостовой», прописано необходимое количество рельсов, брусьев и шпал, цены на строительные материалы, имеются уточняющие пометки и исправления. Кроме того, в фонде Президентской библиотеки хранятся электронные копии карт трамвайных путей разных лет, благодаря которым видно, как росла и расширялась трамвайная сеть.

А трамвайная сеть росла и расширялась стремительно. Так, перед Великой Отечественной войной ежедневно по 42 маршрутам курсировали 750-800 поездов (1835 вагонов), перевозивших свыше трех миллионов человек. Маршрутная сеть насчитывала более 700 км, как и задумывалось, она соединяла все районы города так, чтобы обеспечить большинству пассажиров поездки без пересадок, такие данные приводятся в книге «Ленинградский трамвай, 1941–1945» (1995 г.).  Это современное исследование описывает труд и быт сотрудников Трамвайно-троллейбусного управления в годы войны и блокады, когда трамвай оказался единственным для горожан общественным средством передвижения.

Трамвай не только перевозил людей, с его помощью с улиц вывозили мусор, заготавливали дрова, кроме того, трамвайные вагоны сдерживали врага на подступах к городу: «Петергофское шоссе и трамвайные пути в сторону Стрельны и между парком и Котляковской тяговой подстанцией были перекрыты вагонами, загруженными песком и булыжником. На шоссе, ведущем в Ленинград, был оставлен узкий проход, находящийся под прицелом нашей артиллерии. Кроме того, на трамвайных путях, идущих в сторону Стрельны, также стояли загруженные балластом трамвайные вагоны, перегораживая участок пути шириной до 800 м. Вместе с вагонами, расположенными на заградительной линии против парка, эта своеобразная баррикада насчитывала 100 единиц подвижного состава», - цитирует издание бывшего главного инженера трамвайного парка им. Котлякова. В книгу«Ленинградский трамвай, 1941–1945» помимо воспоминаний вошли выдержки из различных документов, касающихся не только трамвая, но и жизни города в целом. Также история блокадного подвига отражена в подборке редких фотографий, благодаря которым можно своими глазами увидеть, как жил Ленинград в те тяжелые годы.

В Президентской библиотеке собрано немало других интересных документальных свидетельств, исторических раритетов, касающихся различных аспектов жизни Санкт-Петербурга и горожан. Сегодня в ее фонде насчитывается уже около 480 тысяч единиц хранения, из которых около 140 тысяч доступны на портале.

 

Информация и фото предоставлены пресс-службой Президентской библиотеки

#мымир #мир #молодежь 

#инициатива #развитие #СМИ 

#МИАМИР #молодежныеСМИ #позитив

#добро