28 марта
15 декабря
14 декабря

Россия: Год науки и технологий: подводим итоги 2021 года

14 декабря, 11:00

13 декабря – Молодёжные новости. 2021-й был в России объявлен Годом науки и технологий. Наука стала ключевым государственным приоритетом, и каждый россиянин смог по-новому увидеть развитие научно-технического прогресса. Было реализовано 73 знаковых федеральных мероприятия, редакция МИА МИР предлагает вспомнить самые яркие из них.

Разработка вакцины от коронавируса

Это наиболее важное и значимое достижение науки за этот год. Вакцина «КовиВак» была зарегистрирована в конце февраля 2021 года. Она была разработана подведомственным Минобрнауки России Федеральным научным центром исследований и разработки иммунобиологических препаратов им. М. П. Чумакова РАН. Вакцина была испытана более чем на 400 людях в четырёх городах: Новосибирске, Санкт-Петербурге и Кирове. А затем была зарегистрирована однокомпонентная вакцина «Спутник Лайт». Российские вакцины активно используют за рубежом, например, в Греции, Венгрии и Албании.

Виртуальная реальность и мультимедийный проект «Наука в формате 360°»

Виртуальная реальность стала частью жизни современного человека. Казалось бы, онлайн экскурсии и концерты уже никого не удивляют, но в этом году в цифровую среду погрузилась и наука. С этого года каждый желающий может совершить виртуальный тур по лабораториям российских научных и образовательных организаций. Теперь научные эксперименты можно увидеть своими глазами, а гиды учёные поделятся секретами, как «читать» гены, расскажут о расследованиях происхождения археологических находок.

Строительство двух научно-исследовательских судов неограниченного района плавания

Море ждёт своих исследователей. В этом году началось строительство двух научно-исследовательских судов неограниченного района плавания. Суда смогут самостоятельно преодолевать льды толщиной до 0,8, развивать максимальную скорость до 15 узлов, находиться в автономном плавании до 50 суток. Строительство ведёт судоверфь «Звезда» на Дальнем Востоке, Конструкторскую документацию новых судов разработало ЦКБ «Лазурит». Суда названы в честь выдающихся российских ученых: Александра Лисицына, одного из основателей морской геологии в России и Виктора Ильичева, который внёс значительный вклад в развитие океанологии, гидрофизики и гидроакустики. Строительные работы должны завершиться в 2024 году.

Комплекс персонифицированной медицины

В начале декабря в Москве открылся научно-производственный комплекс персонифицированной медицины. На базе комплекса будет производиться разработка современных биотехнологических продуктов, их стандартизация, производство и использование прямо в клинике, что поможет связать научные исследования с клинической практикой.

«100 вопросов учёному»

Чтобы наука была понятной и доступной в 2021 году был реализован мультимедийный проект «100 вопросов учёному». Проект помог молодом учёным, авторам, пишущим о науке и технологиях, обрести свою аудиторию. На базе платформы «Яндекс Кью» каждый желающий мог задать вопрос по теме месяца (каждый месяц была отдельная тема). Члены экспертного совета отвечали на вопросы и давали пояснения, туда входили научные сотрудники, преподаватели или студенты, чья специализация связана с обсуждаемой темой. Организаторами проекта стали АНО «Национальные приоритеты» и сервис экспертных ответов «Яндекс Кью».

Новый метод диагностики заболеваний мозга

Учёные Саратовского государственного университета разработали уникальную технологию экспресс-оценки нарушений гематоэнцефалического барьера, защищающего мозг от проникновения в его ткани бактерий и вирусов. Нарушение проницаемости гематоэнцефалического барьера сопровождает почти все заболевания мозга: сахарный диабет, эпилептические приступы, проблемы с артериальным давлением и многое другое. Предложенный метод позволяет проводить раннюю диагностику ряда заболеваний мозга, связанных с нарушением его барьерной функции.

С каждым годом человечество пополняет копилку открытий, начинает казаться, что этот огромный пласт знаний уже не под силу человеку. Но этот год показал, что наука может быть интересной и доступной.

Текст: Светлана Никульшина.