18 марта
05 декабря
28 ноября
25 ноября
23 ноября

Мир: Почему нужно учить математику?

18 января, 17:59

18 января - Молодёжные новости. «Да эта математика мне в жизни не пригодится!» - часто слышим мы от школьников. А возможно, и сами говорили такое в детстве? Действительно, кажется, что примеры, формулы и теоремы пришли к нам из другого мира, и с нашей повседневностью никак не соотносятся - разве что нужно посчитать сдачу в магазине. Да и с этим архаизмом уже справляются пластиковые карты. Развеем миф о бесполезности алгебры и геометрии! Математику зовут царицей наук не просто так - и подробнее об этом журналистам телеканала «Наука» рассказал кандидат физико-математических наук, заведующий лабораторией популяризации и пропаганды математики Математического института имени Стеклова РАН Николай Николаевич Андреев.

Учёный приводит в пример цитату великого математика Юрия Манина, который описывал назначение этой науки так: «Математика описывает фазовое пространство реального мира, пространство возможностей. Она изучает законы, которые определяют возможные траектории в этом фазовом пространстве, а также условия, тот набор информации, который необходим для выбора конкретной фазовой траектории». В качестве примера он привел шамана племени, который сам ничего не решает, а лишь подсказывает соплеменникам направление. Николай Андреев проводит вертикаль от математического открытия до предмета, без которого сложно представить сегодняшний быт: открытие геометрии Лобачевского изначально было исключительно научным событием, которое породило в том числе теорию относительности Эйзенштейна. А уже без этого открытия не было бы GPS-навигатора. То, что кажется абстрактным, довольно скоро находит применение в повседневности.

Никогда не задумывались, почему стаканчики имеют форму конуса? Ведь из листка бумаги можно сделать и цилиндр. Однако цилиндрические стаканчики нельзя вставлять друг в друга. Кроме того, чистыми конусами пользоваться тоже не очень удобно - нужна неизгибаемая поверхность, которая удержит напиток. Именно математика уже долгое время занимается вопросом сгибаемости поверхностей. Конечно, не только ради стаканчиков - ведь однажды изучив свойство, его можно применять к самым разным отраслям знаний. Сила математики состоит в строгости: она помогает отмести те варианты, которые не подходят для решения той или иной задачи.

Математика действительно абстрактная наука. Но именно она помогает нам узнавать этот мир лучше, и пользоваться достижениями современного прогресса. И ещё она позволяет проще смотреть на жизнь - ведь выучить формулу зачастую намного легче.

Текст: Антон Бучин