19 октября
17 октября
16 октября
15 октября
14 октября

Мир: Платон утверждал: земля - куб. И это правда!

27 июля, 12:51

27 июля - Молодежные новости. Теория Платона о том, что все стихии имеют геометрическую форму, в наши дни кажется довольно наивной. Чтобы объяснить различные свойства ощутимой матери - газообразность, гибкость под воздействием температур, твердость и восприимчивость к огню, философ обращался к многогранникам: вода - икосаэдр, огонь - тетраэдр, воздух - октаэдр, земля - куб. Долгое время наука не принимала эту гипотезу, особенно в нынешний век атома. Сейчас ученые выяснили, что Платон был прав - с определенной точки зрения.

Исследователи Дебреценского и Пенсильванского университетов, а также Будапештского университета технологии и экономики пытались выяснить конечную форму раздробленного камня. Для этого им пригодились достижения в областях геологии, физики и математики. Составив геометрическую модель, испытатели поняли: если трехмерный многогранник разрезать случайным образом на две части - и далее, получатся кубы с 26 точками опоры.

«То, что чистая геометрия обеспечивает эти точки в непрерывном естественном процессе, делает меня счастливым» - говорит один из исследователей, Габор Домокос.

«В природе камни не представляют из себя идеальные кубы, но каждый статистически им является. Напоминает теорию Платона о пещере: во Вселенной не существует идеальной формы, но мы видим размытые, искаженные изображения идеала» - добавляет коллега ученого, работавший над проектом, Дуглас Джеролмак.

Примерно в 9 из 10 случаях камни принимали форму куба. Однако есть места, не подчиняющиеся новоиспеченному «закону Платона», например, «Мостовая гигантов» в Северной Ирландии, где каменные колонны получились из-за охлаждения базальта.

Ученые отмечают, что подобное дробление элементов присуще не только Земле, но и всей Солнечной системе. Открытие должно помочь в предсказании природных катастроф - обвалов и камнепадов, а также при разведке жидкостей в горных местностях - воды и нефти.

Текст: Антон Бучин