14 апреля
08 марта
20 июля - 25 июля

Россия: Биологи из РФ приблизились к решению загадки болезни Альцгеймера

19 мая, 15:55

Российские ученые и их зарубежные коллеги "расшифровали" трехмерную структуру белка, который потенциально связан с развитием болезни Альцгеймера и Паркинсона, что поможет в поисках средства для лечения, говорится в статьях, опубликованных в Biophysical Journal и Journal of Biological Chemistry.

Нервные клетки общаются друг с другом и окружающей средой не только посредством электрических импульсов, но и химических сигналов в виде различных сигнальных молекул. Частицы "считываются" нервными клетками при помощи так называемых поверхностных рецепторов, которые вылавливают их, анализируют передаваемый сигнал и передают его внутрь нейрона.

Константин Минеев из Института биоорганической химии РАН в Москве, его коллеги и ряд зарубежных ученых изучили структуру и механизмы работы одного из самых важных рецепторов такого типа – белка p75.

Данный рецептор, как объясняют ученые, считывает особые молекулы-нейротрофины, которые управляют ростом нервных окончаний, миграцией клеток, а также являются одним из пусковых механизмов "самоуничтожения" нейронов. Нарушения в работе p75, как сегодня предполагают нейрофизиологи, могут вызывать смерть клеток в среднем мозге при развитии болезни Паркинсона и быть одним из механизмов в развитии бокового амиотрофического склероза, болезни Стивена Хокинга, а также болезни Альцгеймера.

Как рассказывает Минеев, чьи слова передает пресс-служба ИБХ РАН, изучение структуры и механизма работы р75 было затруднено тем, что данный белок "встроен" в мембрану клетки и состоит из нескольких частей, взаимодействующих между собой. Российские исследователи и их зарубежные коллеги смогли изучить его структуру, используя ЯМР-спектроскоп и особые "нанодиски", рукотворный аналог мембраны нервных клеток, куда биологи встраивали компоненты p75, выращенные внутри кишечных палочек.

Оказалось, что текущие представления о работе этого белка были абсолютно неправильными – к примеру, ученые выяснили, что внутренняя и внешняя часть p75 "сжимаются" и "растягиваются" независимо друг от друга. Кроме того, Минееву и его коллегам удалось раскрыть то, как нарушается работа р75 при развитии различных нейродегенеративных расстройств и мутаций в структуре самого белка.

Как надеются ученые, в будущем это позволит создавать и тестировать новое поколение эффективных лекарственных средств, направленных на борьбу с широким спектром заболеваний нервной системы, таких как болезни Альцгеймера и Паркинсона.

Источник: РИА Новости