23 сентября
КУЛЬТУРА
21 сентября

Москва: Российские математики составили «портеры» ученых

07 июня, 21:57

7 Июня – Молодежные новости. Математики из МФТИ и РАН проанализировали публикации самых цитируемых ученых и составили типичные портреты успешных исследователей в гуманитарных и естественных науках. Их выводы были опубликованы в научном журнале «Управление большими системами».
«В каждой науке есть свой стиль работы, свои особенности публикационной активности и цитирования, свои признаки, по которым выделяют лидеров. Невозможно создать унифицированную систему оценки любых ученых от биологов до филологов, как бы этого ни хотелось», — рассказывает Павел Чеботарев, математик из Института проблем управления в Москве, чьи слова приводит пресс-служба МФТИ.

После распада Советского союза и завершения холодной войны, чиновники по обе стороны океана задумались о том, как и зачем нужно финансировать фундаментальную науку, и как оценивать плоды творчества ученых.

Эти дискуссии породили такие инструменты, как индекс Хирша, индекс цитируемости, импакт-фактор и прочие вещи, которые оценивают качество работы отдельных индивидов и целых институтов по тому, как часто они публикуются в престижных журналах и как часто их цитируют коллеги.

Проблема, как отмечает Чеботарев, заключается в том, что универсальных критериев оценки работы ученых не существует. В каждой области науки есть свои особенности и традиции при ведении исследований и печати работ, которые будут особым образом влиять на все количественные показатели и вносить искажения в общую картину.

К примеру, представители очень узких и специфических пластов науки редко получают большие количества цитирований за пределами своей области, и почти никогда не публикуются в журналах «общего» профиля. С другой стороны, физики-ядерщики и астрономы часто ведут исследования в огромных коллективах, в которых участвуют тысячи ученых. Вдобавок, личные показатели можно искусственным образом нарастить, опубликовав заведомо неверную работу, которую все начнут опровергать, или разбив ее на несколько частей.

Чеботарев и его коллега Илья Васильев, математик из МФТИ, решили внести ясность в этот вопрос, подойдя к определению КПД работы ученых с другой стороны – они попытались составить коллективный портрет успешного исследователя в трех разных областях науки.

Информация: РИА Новости

Материал опубликован в рамках проекта «Медиа-школа для молодёжи: интернет-формат». Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.