05 июня
06 мая
05 мая
04 мая
03 мая

Великобритания: Палеонтолог нашел останки древнейшего на Земле сухопутного организма

02 марта, 14:54

Ученый из Великобритании обнаружил в Шотландии и в Швеции останки древнего гриба Tortotubus protuberans, который, по всей видимости, был одним из древнейших сухопутных организмов на Земле, говорится в статье, опубликованной в Botanical Journal of the Linnean Society.

"В ту эпоху, когда существовал этот организм, жизнь на Земле была, по сути, заточена в океанах – ничего сложнее простейших мхов и лишайников на суше еще не росло. И до того, как на Земле могли появиться первые деревья или растения, или же животные, питающиеся ими,  было необходимо, чтобы на суше появилась почва и организмы, перерабатывающие ее и заведующие за процессы гниения", — заявил Мартин Смит (Martin Smith) из Даремского университета (Великобритания).

Смит открыл потенциально самый древний гриб на Земле и потенциально первый сложный сухопутный организм, изучая необычные окаменелости, найденные в 80 годах прошлого века на территории Шотландии и шведского острова Готланд в породах, сформировавшихся в конце силурийского и начале девонского периодов, примерно 440 миллионов лет назад.

Эти окаменелости, как считали их первооткрыватели, принадлежали двум различным видам многоклеточных существ, обитавших в море или в полуводной среде – "коралл" Tortotubus и "нить" Ornatifilum.

Оба этих организма до сих пор вызывают споры среди палеонтологов – Ornatifilum одновременно похож на бурые водоросли и на примитивные грибки, и носит в себе следы явно водного образа жизни, а структура Tortotubus заставляла ученых ломать голову над тем, чем он является и как жило это существо.

Новые окаменелости, найденные Смитом и другими  археологами в Швеции и Шотландии, показали, что на самом деле и Tortotubus, и Ornatifilum являются одним и тем же существом – сухопутным грибом, разные стадии развития которого представляют эти окаменелости.

Tortotubus, последняя стадия развития этого существа, представляет собой полноценный аналог мицелия, грибницы современных грибов – его тело состоит из нескольких переплетающихся и "расползающихся" нитей. Они позволяли данному существу колонизировать почву, искать источники пищи и транспортировать питательные вещества в "бедные" части мицелия.

Эта грибница, как считает Смит, играла ключевую роль в формировании почвы юной Земли – корней растений, скрепляющих ее сегодня, тогда не было, и грибы, по всей видимости, выступали единственной вещью, которая удерживала новообразованный грунт на месте. Если это было действительно так, то можно говорить о том, что грибы появились на Земле гораздо раньше, чем принято считать, и что они играли крайне важную роль в эволюции жизни.

С другой стороны, открытым вопросом остается то, что разлагали Tortotubus – останков животных и растений, представляющих основу "рациона" грибов сегодня в то время на суше не встречалось. Как считает Смит, эти существа разлагали останки бактерий и водорослей, выброшенных на Землю или росших в условиях высокой влажности на поверхности будущей почвы.

Источник: РИА Новости