ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
18 ноября
17 ноября
16 ноября
ГОЛОСОВАНИЕ
Нужна ли астрономия в качестве школьного предмета?

Томская область: 100 школьников прошли через программу реабилитации детей с ДЦП, разработанную учеными ТПУ

06 декабря, 10:03

 

Ученые Томского политехнического университета разработали собственную методику реабилитации детей с церебральным параличом (ДЦП) — в форме спастической диплегии — и получили соответствующий патент. За три года исследований через программу реабилитации прошли 100 детей от 8 до 12 лет. Недавно ученые провели повторное исследование контрольной группы и зафиксировали положительную динамику у всех участников программы.

В своей методике политехники отошли от традиционного подхода — учить детей с нарушениями ходить так, как это делают их сверстники. Исследования показали, что организм ребенка с ДЦП вырабатывает собственный уникальный механизм ходьбы. И ученые предположили, что эффективнее будет развивать эти особенности ходьбы, а не переучивать ребенка. Такой подход, уверены исследователи, позволяет ребенку научиться ходить настолько хорошо, насколько вообще способен его организм.

Сначала ученые оценили физическое состояние детей и их особенности ходьбы с помощью специального оборудования. Движение регистрировала цифровая высокоскоростная камера с покадровым компьютерным анализом изображений, оценивая динамический стереотип ходьбы, специальные датчики оценивали движения рук и ног, прослеживали нарушения равновесия, электроды фиксировали работу мышц и особенности гемодинамики.

«В начале исследования мы обнаружили, что у детей с ДЦП есть некоторые особенности ходьбы. Например, руки и ноги у них задействованы не в противофазе: вместе с правой ногой двигается правая рука. Кроме того, чтобы держать равновесие, они увеличивают амплитуду движения рук», — говорит научный руководитель проекта, профессор кафедры физической культуры Леонид Капилевич.

В программе в основном участвовали дети со спастической диплегией — это одна из основных форм ДЦП, при которой сильно поражены либо верхние, либо нижние конечности, но чаще страдают ноги. Разработанная методика представляет собой комплекс из более чем 200 упражнений, из которых можно собрать индивидуальный набор упражнений для каждого ребенка. Также реабилитация предполагает сеансы массажа и физиотерапии. Занятия с детьми проходили в Реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями в городе Северске, расположенном вблизи Томска. С ними работал аспирант кафедры физической культуры Сергей Коршунов.

 

 

«В основной группе было 100 детей с особыми возможностями здоровья.  Ее разбили на две подгруппы. В первой были дети, способные самостоятельно передвигаться, во второй — те, кому для этого нужна дополнительная поддержка. Дети приезжали группами по 3-4 человека и на двухнедельный курс занятий. Если в традиционных методиках на все занятие отводится 30-40 минут, то у нас занятие длится час. Значительно увеличено время разминки, потому что ребятам нужно больше времени, чтобы разогреться», — рассказывает аспирант ТПУ Сергей Коршунов.

Повторное обследование показало положительную динамику у всех детей, участвовавших в программе.

«Положительная динамика у всех ребят, но прогресс индивидуальный. Дети, способные к самостоятельному передвижению, стали более устойчивыми при ходьбе, у них увеличилась длина шага. Например, один мальчик мог самостоятельно сделать 50-60 шагов, и все специалисты в один голос говорили, что это его предел. Сейчас он может сделать больше 100 шагов, — отмечает молодой ученый. — Дети, которым нужна была поддержка при ходьбе, тоже достигли более устойчивого положения в пространстве. Так, одна из девочек стояла самостоятельно не больше 10 секунд, теперь же она может удерживать себя без всякой помощи до 4 минут и пробует шагать».

Добавим, на реализацию этого проекта политехники получили поддержку Российского гуманитарного научного фонда. Разработанная методика внедрена в работу реабилитационного центра в Северске, специалисты центра продолжают по ней работать.

Справка:

Проект развития городской среды является частью Стратегической академической единицы (САЕ) «Люди и технологии», реализуемой Институтом социально-гуманитарных технологий ТПУ. Он направлен на создание новых технологий, повышающих благополучие населения. Отдельное внимание в рамках САЕ уделяется интеграции в общество людей с особыми потребностями.

 

Информация и фото предоставлены пресс-службой Томского Политехнического Университета

 

#мымир #мир #молодежь 

#инициатива #развитие #СМИ 

#МИАМИР #молодежныеСМИ #позитив

#добро