ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
21 октября
20 октября
ГОЛОСОВАНИЕ
Нужна ли астрономия в качестве школьного предмета?

Санкт-Петербург: Открытие выставки «История кинематографа в рукописях»

14 июля, 12:27

13 июля в Главном здании Российской национальной библиотеки состоялось открытие выставки «История кинематографа в рукописях Российской национальной библиотеки». Её создание не случайно, ведь 2016 год объявлен годом кино. 

Рукописи всегда имели огромную значимость для культуры страны. Ведь зачастую самая важная информация сосредоточена именно в них. Искусствоведы, коллекционеры или просто владельцы этих реликвий каждый год даруют свои ценности библиотеке. Экспонаты выставки не стали исключением. По мнению сотрудников библиотеки, каждая рукопись бесценна. 

«Не принять ценность мы не имеем права. Каждая рукопись – это единожды созданная реликвия, если их две, то это две разные рукописи – отмечает ведущий научный сотрудник Национальной библиотеки Любимова Марина Юрьевна. 

Церемония открытия началась со вступительного слова Марины Юрьевны. Далее гостям провели экскурсию по российскому кинематографу.  

Здесь были представлены уникальные документы из фондов Отдела рукописей библиотеки, связанные с историей отечественного кинематографа: киносценарии, рецензии, нотные автографы, эскизы костюмов и декораций к фильмам, письма известных актеров, режиссеров, сценаристов, редкие фотографии.  

Широко представлен архив Владимира Гардина. К сожалению, первый фильм «Ключи счастья», снятый в 1913 году совместно с Я.А. Протазановым,  не дошел до нас. Стоит отметить, бюджет картины во много раз превысил ожидания продюсеров в то время. Фильм имел явный коммерческий успех. Касса составляла около 200000 рублей. Российскому зрителю все больше нравилось короткометражное кино. В. Гардин отмечал: «Нельзя держать крупный план больше одной минуты, иначе за это будете платить». Артист надолго связал себя с советским кино. 1 сентября 1919 года по его инициативе была открыта первая в мире  Государственная киношкола, позднее преобразованная во ВГИК. 

Зритель 20-х годов требовал авантюрных сюжетов. Тогда Владимир Гардин выступил режиссером агитационной картины «Голод, голод, голод».  

Без внимания не остались и люди, работающие все время за кадром. Мы их не видим, но без них никакое кино сейчас не представишь. Художник-гример. В 20-30х годах незаменимым мастером своего дела являлся Антон Анджан. «Я десять лет, работая в театральном обществе, такого не встречала. Чтобы ради художника устраивали подобное», - отмечает Марина Юрьевна.  

Как выглядит сценарная рукопись можно представить отчетливо, но о нотном автографе такого сказать нельзя. Оказывается, это такая же незаменимая вещь в кино, как и актеры. Это та самая музыка, которую мы слышим. Работу композиторов нельзя увидеть, но можно почувствовать. Ведущий научный сотрудник библиотеки Наталья Рамазанова говорит: «В нотной рукописи отражается характер. Например, произведение Николая Стрельникова «Холопка». Его сын отредактировал творение отца, и получилось нечто новое». 

Снимать оперы в кино стали довольно поздно. Задача оказалась не из легких. Ведь здесь иные законы сценического действия. Сначала записывается звук, как правило, это делается не один раз, затем уже игра актеров. В 1963 году снят фильм-опера «Иоланта», главную роль в котором сыграла Наталья Рудная, однако вокальная партия звучит в исполнении оперной певицы Галины Олейниченко. 

В 1929 году вышел мультипликационный фильм «Почта». Он стоит на рубеже начала звукового периода в истории советского кино. Первоначально мультфильм был немым, но уже в 1930 году вышел с декламацией Даниила Хармса. Его по праву назвали первым советским звуковым мультфильмом.  

В заключении Марина Любимова отметила: «Рукописи всегда выручают. Что делать, если нет киноленты? Благодаря письмам сценаристов, режиссеров мы можем практически отчетливо представить картину. Есть материалы, а есть музыкальные рукописи. Зачастую наблюдается провальная работа режиссера и именно тогда спасает музыка». 

А ведь действительно, многие советские фильмы стали массовыми, но при этом остались художественными. Здесь наблюдается бесценный вклад композиторов. Рукописи о визуальном искусстве хранят в знаках.  

Фонд национальной библиотеки, а именно отдел рукописей, пополняется каждый день. Главной составляющей выставки стали бесценные архивы Владимира Гардина, Виктора Некрасова, Ильи Авербаха. Внимание привлекали яркие афиши к фильмам «Долги наши», «Два долгих гудка в тумане», «Деревенская история». Выставка будет открыта до 30 августа.

 

Информация и фото предоставлены Кристиной Ключниковой

***

Информация предоставлена в рамках проекта «Медиа-волонтер», который стартовал по инициативе Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации в районах Санкт-Петербурга. Благодаря этому проекту представители Молодежной организации «МИР» активно участвуют в информационном освещении локальных городских событий. 
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.

#мымир #мир #молодежь 

#инициатива #развитие #СМИ 

#МИАМИР #молодежныеСМИ #позитив

#добро  #фотовыставка