Россия: Онлайн-кинотеатры или телевидение?
26 января – Молодёжные новости. Стремительное развитие Интернета действует как воронка, затягивающая за собой остальные индустрии. Благодаря всемирной паутине на свет появились онлайн-кинотеатры. По подписке пользователь получает доступ к огромной библиотеке видео контента. С каждым годом онлайн-сервисы переманивают на свою сторону всё большее число подписчиков, в то время, как показатели рейтингов и доля аудитории телеканалов идут на спад. В чём же феномен онлайн-кинотеатров, и почему привычное телевидение сдаёт свои позиции? Можно ли говорить, что эпоха телевидения закончилась?
Онлайн-кинотеатры выросли из рынка аренды видеокассет и дисков. Например, стриминговый американский сервис «Netflix» начинал свою деятельность в 1997 году как первый в мире интернет-магазин проката DVD дисков. Затем компания перешла на ежемесячную подписку, а в 2000 году и вовсе отказалась от модели однократного проката, исключив сроки оплаты, просроченные платежи, сборы за доставку и обработку, оставив только фиксированную ставку. С 2013 года «Netflix» производит собственные фильмы, сериалы, в том числе и анимационные. Эксклюзивный контент даёт сервису преимущество на рынке.
Отечественные онлайн-кинотеатры зародились в результате опоры на зарубежный опыт. Так, в России, в начале 2010-х появилось «умное телевидение» – «Smart TV». В привычные телевизоры интегрировали возможности интернета, использование игр и приложений. С этого момента DVD диски окончательно потеряли свою актуальность и необходимость.
В России одним из лидирующих онлайн-сервисов является «IVI». В первые годы своей работы (онлайн-кинотеатр стартовал в феврале 2010 года) «IVI» работал по рекламной модели. Пользователю предлагался бесплатный онлайн-просмотр с большим количеством рекламы. По сути тоже самое, что и телевидение, но зритель имеет право выбора – что смотреть. Собственно, право выбора и является главным аргументом любителей онлайн-кинотеатров. Реклама есть на сайте, и на «Первом канале», только на онлайн-сервисе смотришь то, что хочется. Но не всё так легко. Для бесплатного просмотра доступно ограниченное количество фильмов, чаще всего это отечественное производство. Студии «Disney», «Sony», «Paramount Pictures», «Universal Pictures» и «Fox» выступают против распространения своего контента по рекламной модели. Поэтому в 2012 после заключения контрактов с голливудскими компаниями «IVI» пришлось добавить платную модель. В это же время на отечественном рынке появился «iTunes», расширивший представления о платном контенте. Сегодня онлайн-кинотеатры предлагают просмотр контента по подписке или аренду, покупку отдельного фильма. Отслеживают предпочтения пользователей, на основе которых могут даже избавить от мук выбора и поиска интересного фильма.
В добавок ко всему пользователи онлайн-сервисом могут первыми увидеть новинки, а не дожидаться, когда же один из телеканалов начнёт объявит премьеру. Более того, постепенно онлайн-платформы захватывают новые области. В 2020 году «IVI» начал показывать футбольные матчи Российской Премьер-Лиги, Лиги чемпионов и Лиги Европы, а «Okko» транслировал премию «Оскар».
Почему же телевидение продолжает существовать при таком количестве плюсов онлайн-кинотеатров?
Во-первых, телевидение бесплатно (один из главных плюсов), представляет разнообразный контент на абсолютно разную тему. В распоряжении зрителя новостные, музыкальные, спортивные и детские каналы. Телевидение обладает собственным контентом - огромное количество авторских шоу изначально создаётся для телевидения («Вечерний Ургант»), а уже потом попадает в сеть. Плюс ко всему, по телевидению всё же показывают проверенный качественный контент. Особенно это относится к научно-популярным телеканалам. Например, «Discovery Channel», «National Geographic», «History Channel», где транслируется мнением авторитетных учёных, чьи слова точно не вызывают сомнений.
Телевидение может похвастаться и своей стабильностью. Даже в отдалённых населённых пунктах, где отсутствует Интернет точно работают привычные традиционные телеканалы «Россий 1» и «Первый канал».
Во многом любовь к телеканалам работает по инерции привычки. Для многих людей, главным образом старшего поколения, телевизор – показатель благосостояния, а если он есть, то почему бы не посмотреть что-то близкое и родное. Некоторые телевизионные программы выходят в эфир уже несколько десятков лет – «КВН», «Поле чудес», «100 к 1».
В сравнении с онлайн-кинотеатрами, телевидение всё же обладает рядом преимуществ. В 2021 году Константин Эрнст, генеральный директор «Первого канала», говорил о том, что телевидение само по себе не устареет. Устареть могут лишь способы доставки контента. Медиаменеджер отмечал, что в настоящие время телеканалы начинают успешно реализоваться в цифровой среде, в будущем должна появиться возможность «кликнуть» и посмотреть то, что интересно в любое время, без подвязки к сетке вещания. Многие телеканалы уже используют такую функцию на digital-платформах.
Если пролистать статьи о телевидении, то можно обнаружить огромное количество версий будущего: сетка вещания будет подстраиваться под зрителя, каналы будут тематическими, появятся виртуальные телевизоры, которые будут привязаны к аккаунту и много другое. Возможно, это хорошие сюжеты для писателей-фантастов. Но пока мы в настоящем, где каждый человек выбирает то, что ему удобнее, привычнее и больше нравится.
Одержит ли кто-то верх в противостоянии онлайн-кинотеатров или телевидения, или окажется ничья? Как говорится, поживём – увидим.
Текст: Светлана Никульшина.
Фото: Pixabay.