Россия: Русский «Оскар»
26 апреля - Молодёжные новости. Отгремела церемония награждения «Оскар-2021». Лучшим фильмом стала картина Хлои Чжао «Земля кочевников», где в главной роли снялась Фрэнсис Макдорманд. Кроме того, призами отметили «Манка» Дэвида Финчера и «Довод» Кристофера Нолана.
Русские режиссёры не раз становились лауреатами этой кинонаграды - и не раз её выигрывали! В честь завершения церемонии «Оскара-2021» пересматриваем три эпохальные картины наших режиссёров, получивших заветную статуэтку.
«Москва слезам не верит»
Картина пользовалась большим успехом в нашей стране - только в 1980-м её увидело более 90 миллионов человек. Режиссёр Владимир Меньшов изначально не хотел браться за сценарий, однако его вдохновил необычный сюжетный ход: звонок будильника, который разделил фильм на две серии, а жизнь главной героини Катерины - на «до» и «после». Заслуженную статуэтку Меньшов забрал уже в 1999-м году. Западные кинокритики высоко оценили актёрскую игру Алексея Баталова, и, по слухам, даже приглашали артиста на съёмки в Голливуд.
«Старик и море»
Режиссер-мультипликатор Александр Петров рисовал в сложнейшей технике живописью по стеклу. Благодаря такому подходу его картины получались необычайно живыми. Однако процесс создания очередного фильма отнимал много времени, намного дольше обычной мультипликации: например, над оскароносной короткометражкой «Старик и море» режиссер трудился более двух лет, и иногда за месяц создавалась лишь минута экранного времени. По словам автора, в своей работе ему хотелось создать увлекательное погружение в завораживающий мир, и в каком-то смысле даже история сильного характера, написанная Эрнестом Хемингуэем, уходит на второй план. Фильм стал третьей попыткой получения Петровым Оскара - до этого он подавал на премию «Корову» и «Русалку».
«Война и мир»
Перед режиссёром картины, тогда ещё начинающим постановщиком Сергеем Бондарчуком, стояла титаническая задача: показать всему миру, что СССР может снимать кино на самом высоком уровне. Ресурсов не жалели - плёнку поставляли в неограниченных количествах, в качестве декораций использовали подлинную мебель и аксессуары того времени, а также новейшее оборудование. Собственно, про создание ленты можно снимать отдельное кино: актёры на главные роли приходили и уходили (какое-то время в проекте был занят даже Никита Михалков), операторы шли на самые тонкие ухищрения (например, битву при Бородино снимали камерой на 120-метровой канатной дороге), а пленка очень некстати давала брак, заставляя переснимать сложнейшие дубли по 30-40 раз. Тем не менее, картина получила широчайший успех - который и вылился в получение «Оскара». Премию забирала исполнительница роли Наташи Ростовой Людмила Савельева.
Текст: Антон Бучин
Фото: Pixabay