ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
23 февраля
22 февраля
21 февраля
20 февраля
19 февраля
18 февраля
17 февраля
15:37
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ДОБРА
16 февраля
15 февраля
14 февраля
13 февраля
12 февраля
11 февраля
10 февраля
09 февраля
08 февраля
07 февраля
06 февраля
05 февраля
04 февраля
03 февраля
02 февраля
01 февраля
31 января
30 января
29 января
28 января
27 января
26 января
25 января
24 января
23 января
22 января
21 января
20 января
ГОЛОСОВАНИЕ
Нужна ли астрономия в качестве школьного предмета?

Астраханская область: Эксперты: Для создания единого медиапространства нам нужны общие проекты

25 сентября, 16:26

С чего должно начинаться конструирование общего информационного пространства России и Казахстана? С масштабных общенациональных инициатив или с конкретных шагов навстречу друг другу на региональном уровне? Какая повестка, какие совместные проекты могут объединить наши страны? Эти вопросы обсуждались на видеомосте между Астраханью и Алматы, посвященном каспийскому измерению перспективы информационного взаимодействия между Россией и Казахстаном. Организатором мероприятия, состоявшегося в рамках Второго Каспийского медиафорума, выступили Центр международных и общественно-политических исследований «Каспий-Евразия» (г. Астрахань, Россия) и Центр аналитических исследований «Евразийский мониторинг» (г. Алматы, Казахстан).

Предваряя экспертную дискуссию, профессор Высшей школы экономики, советник Международного информационного агентства «Россия Сегодня» Олег Дмитриев, находившийся в астраханской студии, отметил, что для формирования единого информационного пространства крайне важно определить общие темы и «истории», которые интересны как россиянам, так и казахстанцам. С учетом каспийского контекста медиаэксперт предположил, что к числу таких скрепляющих тем относится все, что связано с сохранением Каспия и среды обитания в прикаспийских регионах. Помимо этого, Олег Дмитриев предложил коллегам обсудить партнерские проекты.

Идею одного из них - Каспийского экспертного клуба - озвучил руководитель Центра международных и общественно-политических исследований «Каспий-Евразия» Андрей Сызранов. Как оказалось, инициатива уже была поддержана туркменской делегацией Каспийского медиафорума:

- Речь идет о том, чтобы создать некую систему взаимодействия между медиаресурсами прикаспийских государств на основе нового экспертного клуба для того, чтобы информационное пространство насыщалось информацией, основанной на экспертных оценках – выдержанных, точных, изложенных простым понятным языком, - пояснил Андрей Сызранов.

Руководитель «Каспий-Евразия» предложил несколько названий на выбор, в их числе, помимо вышеупомянутого Каспийского экспертного клуба, «Каспийский узел», «Каспийский мост», «Каспийский перекресток», и выразил надежду, что казахстанская сторона поддержит инициативу. Также А. Сызрановым была высказана идея о создании школы для журналистов Прикаспийских стран.

Эксперты в Алматы позитивно отозвались об этих идеях. Известный казахстанский политолог, представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане Марат Шибутов обратил внимание на то, что большинство новостей, заполняющих единое информационное пространство, по сути, ничего не значат вне своего политического, экономического и социального контекста.

- Нам, действительно, нужны обучающие семинары для журналистов, на которых они получали бы представление о разнице в политическом и экономическом устройстве между нашими странами. В противном случае, отдельно взятая новость без объяснения, что она значит, не произведет нужного впечатления, - подчеркнул политолог.

По мнению Марата Шибутова, обучать первым делом надо журналистов, то есть тех, кто новости «продает», а затем уже расширить проект и создавать аналитические программы и фильмы на соответствующую тематику.

Роль журналистского сообщества в формировании основ единого информационного пространства оказалось в центре внимания участников экспертной дискуссии. Заместитель декана факультета коммуникации, медиа и дизайна Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Татьяна Тихомирова, в частности, заметила, что журналисты являются «клеем» в совместных проектах. В то же время, эксперт подчеркнула, что для развития единого медиапространства нужно искать проекты не в сфере журналистики, а в других отраслях.

- Медиа - это всегда производное от какого-то вида деятельности. Для того, чтобы журналисты интересно рассказывали об экономике, нужно иметь хороший информационный повод или некий совместный экономический проект. На поверхности лежат проекты в туристической сфере. Если речь идет о Каспие, то это мог бы быть, скажем, морской круиз с заходом в порты прибрежных стран. Легко представить, какой популярностью он мог бы пользоваться, - предположила Татьяна Тихомирова.

Казахстанский политолог Замир Каражанов поддержал идею совместного туристического бренда. Он подчеркнул, что избитый стереотип о Каспие как море «большой нефти» работает сегодня против стран региона и им необходимо его преодолеть:

- Сырьевая структура экономик прикаспийских государств сформировала им не совсем позитивный имидж, который способен привлечь разве что инвесторов из энергетической отрасли. Ни одна туристическая компания не будет вкладывать деньги в регион, который связан с добычей нефти. Потому что отдых и плохая экология не совместимы. Однако Каспий - это гораздо больше, чем нефть. Мы должны продемонстрировать другую картинку, диверсифицировать экономику региона, раскрыть туристический потенциал Каспия, - подчеркнул Замир Каражанов.

А вот взгляд на то, где должна располагаться «точка сборки» единого информационного пространства – на региональном или общенациональном уровне – у российских и казахстанских экспертов, как оказалось, разнится. Главный редактор телеканала «Астрахань-24», политический обозреватель Александр Васильев рассказал о том, как в редакции телеканала возникла идея выпуска «Новостей прикаспийских государств». Причем она не была спущена сверху, по звонку из центра, а была продиктована повседневными реалиями журналистской работы.

Началось все с простого обмена новостями с коллегами из Казахстана и Азербайджана, поведал Александр Васильев. Очень быстро количество материалов из соседних государств многократно возросло – в 2016 году их число достигло 700. В редакции телеканала «Астрахань-24» решили, что включения новостей из Казахстана и Азербайджана в местные выпуски явно недостаточно, и выделили их в отдельный 15-минутный блок, который постоянно пополняется новыми рубриками и темами.

- Освоившись с новостями, мы движемся дальше: помимо анонсов деловых и культурных мероприятий, мы также готовы размещать короткометражные фильмы о природе, культуре, обычаях, туризме соседних стран, - поделился планами главный редактор астраханского телеканала.

Александр Васильев высказал мнение, что начинать строительство больших систем, к которым, безусловно, относится и единое информационное пространство, надо поэтапно, с небольших шагов.

- Не нужно пытаться сделать все одним махом. Нужно создавать то, что реально создать в текущей обстановке – здесь и сейчас. Осознавая свою долгосрочную цель и соизмеряя свои возможности, мы начали работу с очень простых и понятных вещей. На мой взгляд, именно решение чисто практических задач приведет нас к пониманию, что есть такое единое информационное пространство. Для меня это, прежде всего, упорядочение и систематизация работы нашей редакции в этом направлении. Мы идем от частного к целому. Решая конкретные проблемы, мы формируем понимание той среды, в которой мы будем взаимодействовать с коллегами из соседних государств, - подчеркнул Александр Васильев.

Олег Дмитриев добавил, что для создания единого информационного пространства крайне важно найти понятные человеческие истории, которые будут служить «спайками» для зрителей и читателей из России и Казахстана. Однако на сегодняшний день сильных общекаспийских историй пока нет, констатировал профессор Высшей школы экономики. Их не генерируют ни журналисты, ни эксперты.

О. Дмитриев также, как и А. Васильев, считает, что проектирование общего медиапространства должно начинаться на местах:

- Думаю, что сначала должна появиться технология создания востребованных историй в приграничных регионах. Вот когда этой технологией овладеют на местах, тогда уже ее можно применять в общенациональных проектах, - резюмировал Олег Дмитриев.

Однако казахстанские эксперты напомнили своим российским коллегам, что большая часть новостной повестки формируется все-таки национальными СМИ:

- Не надо забывать о проблемах, которые возникают в информационном взаимодействии наших государств. Каспий – это, конечно, хорошо, но для Казахстана прикаспийскими являются только две области из 16 регионов, для России – три региона из 85. В Азербайджане и Туркменистане ситуация несколько другая, тем не менее - общестрановая повестка всегда довлеет. В первую очередь, мы должны начать информационное взаимодействие с сотрудничества на верхнем уровне. Не только в формате «Астрахань-24», но и на платформе «Россия-24», - подчеркнул Марат Шибутов.

Замир Каражанов также констатировал, что региональное СМИ не в силах конкурировать с республиканскими и федеральными - для этого у них нет ни финансовых, ни организационных ресурсов.

По мнению политолога, медийному образу России в Казахстане соответствует перефразированная пословица - за лесом не видать деревьев. Федеральная проблематика северного соседа, с которой казахстанский потребитель информации хорошо знаком благодаря российскому телевидению, напрочь заслоняет региональную. Правда, Замир Каражанов пришел к несколько иным выводам, нежели Марат Шибутов:

- Нам надо немного регионализировать нашу общую информационную повестку, уходить в регионы, показывать, чем живет та же Астраханская или Атырауская область, - предложил он.

Руководитель Общественного фонда «Мир Евразии» Эдуард Полетаев также отметил, что несмотря на значимость контактов на региональном уровне, они имеют ряд ограничений. Например, для жителей северных и восточных регионов Казахстана все происходящее на Каспие кажется далеким и слабо связанным с их интересами.

- Это называется «месть географии». Наши страны слишком большие и протяженные, чтобы иметь одинаковую информационную повестку. Вместе с тем направления приграничного сотрудничества уже сложились, например, по линии Омск - Петропавловск, Актобе - Оренбург, Усть-Каменогорск - Новосибирск. Другое дело, что для центральных СМИ эта информация не доходит. Помимо этого, в Казахстане в регионах ощущается острая нехватка кадров в сфере журналистики. С другой стороны, из-за больших расстояний и проблем с логистикой не все республиканские СМИ доходят вовремя до отдаленных областей, - отметил Эдуард Полетаев.

Медиаэксперт и веб-издатель Жанибек Сулеев предложил несколько иной подход – если не удается объединиться вокруг позитивный повестки, быть может, странам прикаспийского региона удастся сплотиться против общих угроз экстремизма и терроризма, которые остро стоят как в западном регионе Казахстане, так и на российском Северном Кавказе.

- Очевидно, что у медиаресурсов двух стран есть запрос на обмен оперативной и более или менее системной информацией по этой проблематике. В то же время я не вижу институциональной основы, чтобы кто-то создал бюро исследований проблем безопасности прикаспийского региона, посредством которого мы напрямую бы обменивались информацией. Думаю, что только так - не для высоких целей, а из прагматичных соображений - удастся консолидировать наши медийные сообщества, - предположил Жанибек Сулеев.

Подытоживая дискуссию, директор Центра аналитических исследований «Евразийский мониторинг» Алибек Тажибаев отметил, что речь не идет об отсутствии интереса у жителей приграничных регионов Казахстана и России к происходящим у соседей процессам, а скорее о нехватке источников доступной, полной и достоверной информации. Устранить этот пробел можно только общими усилиями.

 

Информация предоставлена Центром международных и общественно-политических исследований «Каспий-Евразия»

Фото: Интернет

 

#мымир #мир #молодежь 

#инициатива #развитие #СМИ 

#МИАМИР #молодежныеСМИ #позитив

#добро  #КаспийЕвразия Астрахань