ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
18 ноября
17 ноября
16 ноября
ГОЛОСОВАНИЕ
Нужна ли астрономия в качестве школьного предмета?

Ивановская область: Ивановцы признают Александра Пушкина великим гением

16 июня, 16:56

С творчеством и биографией знаменитого поэта знаком, пожалуй, каждый. Однако, мало кто знает, какую роль Александр Сергеевич сыграл в жизни родных регионов читателей. Он же, будучи человеком общительным, неоднократно завязывал в многочисленных поездках дружеские отношения с разными людьми.

Бытует мнение, что Пушкин побывал и в Ивановском крае в 1834 году, когда возвращался из Болдина в Санкт-Петербург – ведь дорога через Москву была закрыта из-за эпидемии чумы. Кроме этого, прототипом Евгения Онегина, по одной из версий, является граф Михаил Дмитриевич Бутурлин, владеющий селом Порздни (современный Лухский район), а предки Александра Сергеевича владели деревней Иконниково – частью города Иванова, располагающейся неподалёку от площади Пушкина. Также в наших краях – в имении Райково (Вичугский район) - проживала первая лицейская любовь поэта – Екатерина Бакунина. Корни супруги Натальи Гончаровой тоже – в нашем регионе. Об этом пишет в своей книге «Ивановская старина» известный ивановский краевед Александр Семененко. Корреспондент МИА «МИР» поинтересовался у молодёжи, что они знают о творчестве поэта и как относятся к признанному гению.

Школьникам, студентам и молодым специалистам – всего было опрошено 75 человек - было задано десять вопросов: об отношении к А.С.Пушкину, о первом знакомстве с поэзией и прозой, о том, что больше всего привлекает в этой личности. А также о влиянии творчества Пушкина на отношение к литературе, чувствах, вызываемых лирикой, любимых произведениях, желании узнать о писателе чуть больше, наиболее привлекательных темах и произведениях, созвучных современности.

Стоит отметить, что от участия в опросе не отказался ни один респондент. Многие, напротив, благодарили за «интересные вопросы, отвечая на которые в очередной раз можно ощутить, как сильно любят литературу в России, как нравится сила увлечения в другой мир, передача смысла и внутреннего состояния читателей». К слову, и на вопросы юные ивановцы отвечали с чувством, с толком, с расстановкой. Мнения же о Пушкине и его творчестве сложились разные (автор социологического опроса приводит лишь мнения, выводы предоставляет возможность сделать читателям).

Так, если у большинства опрошенных школьников (60%) отношение к поэту нейтральное, то студенты и молодые специалисты (64% и 56% соответственно) признают его гением. Стоит отметить, что у них встречался и такой ответ: «Признаю гениальность Пушкина, но он не входит в число моих любимых поэтов и прозаиков». Так решили 20% студентов и 16% молодых специалистов.

Возможно, на это повлиял возраст знакомства юных читателей с творчеством Александра Сергеевича. 72% школьников и поровну – 68% - студентов и молодых специалистов познакомились со сказками до школы. Остальные столкнулись с произведениями классика в начальных классах, кроме… студентов. 24% из них прочитали первую книгу Пушкина в средней школе.

Удивительно, но школьники, студенты и молодые специалисты будто договорились: 48% в трёх категориях ответили, что больше всего их привлекает неповторимый слог поэта и прозаика. Однако, остальные черты сильно разнятся. Школьники приводили в пример актуальность произведений (20%),  талант Пушкина (16%), целостность образов (12%) и лёгкость чтения (4%). Студенты отмечали искренние чувства (24%), яркие образы (12%), способность перевоплощаться и, как смешно бы это не звучало, кудри поэта выбрали по 4%. Оставшиеся 8% ответили, что их ничего не привлекает. Что касается молодых специалистов, то 16% из них проголосовали за умение  открыть русскую душу, по 12% отдали за глубину изложения и гениальность, 8% выбрали умение чувствовать героев и всего 4% свободу мысли.

Повлияло ли творчество Пушкина на отношение к литературе? Как ни странно, у школьников и молодых специалистов ответы совпали: 60% согласились с утверждением, 24% дали отрицательный ответ, а 16% не смогли ответить на вопрос. А вот решение студентов: 48% сказали, что никак отношение под воздействием творчества Пушкина на литературу не изменилось, на 24% творчество повлияло и 28% не дали определённого ответа. 

Безусловно, нельзя не согласиться и с тем, что лирика вызывает чувства. Но какие? 36% школьников, 32% студентов и 16% молодых специалистов пришли к выводу, что лирика Пушкина, как и любая другая, может вызывать совершенно разные, порой смешанные чувства. Столько же – 36% - школьников ответили, что лирика их подвигает на философские размышления. Остальные ответы – чувство окрылённости, гордости за родину, высокомерность лирики - назвали гораздо меньше человек (16%, 8%, 4% соответственно). 28% студентов признались, что не слишком-то они и любят лирику, другие ответы – «заставляет задуматься», «не вызывает чувств», «лёгкость», «в ней я нахожу себя» – не так уж и популярны (16%, 12%, 8%, 4% соответственно). Больше всего человек среди молодых специалистов (28%) ответили, что лирика вызывает ощущение свободы и красоты, а 20% сказали, что лирика их заставляет задуматься. 8% ответили про неоднозначную оценку, добрые и светлые чувства и то, что респонденты в ней находят себя. 4% назвали ответы «не вызывает чувств», «не слишком-то люблю лирику» и «ассоциируется с детством».

Определённо у ивановцев есть и любимые произведения вышепредставленного поэта и прозаика. Так, 36% школьников, 24% студентов и 34% молодых специалистов, бесспорно, называют роман в стихах «Евгений Онегин». Среди других ответов можно выделить цикл повестей «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», разбойничий роман «Дубровский», исторический роман «Капитанская дочка» и, конечно, лирику. Помимо этого, студенты отмечают, поэму «Анджело», пьесу «Моцарт и Сальери», поэму «Бахчисарайский фонтан» и драму «Борис Годунов». А вот молодые специалисты выделяют все «Маленькие трагедии» и повесть «Пиковая дама».

На вопрос, есть ли желание узнать больше о Пушкине, 36% школьников, 48% студентов и 76% специалистов ответили «да». Другие же дали отрицательный ответ.

Среди привлекательных тем школьники и студенты выделяют любовные (44% и 36% соответственно). Среди других ответов у школьников можно встретить одиночество (24%), природу и взаимоотношения между людьми (по 16%). Студенты обратили внимание на исторические темы (16%), темы, посвящённые самобытности и самосознанию нации (12%), человеческие взаимоотношения, тема закона, философские темы, а также невозможность дать ответ (по 8%) и темы искусства (4%). Всего лишь 8% молодых специалистов ответили, что их привлекает любовная тема. Бесспорным же лидером стал ответ «социальные темы», набравший 64%. Другие ответы – политические (16%), темы поэта и поэзии (4%), затрудняюсь ответить (8%).

Самым актуальным произведением ивановцы называли «Евгения Онегина». Он набрал 36% у школьников и 32% у студентов и молодых специалистов. Помимо него, также обратили внимание на лирику, «Медного всадника», «Пиковую даму», «Дубровского», «Пир во время чумы», «Повести Белкина», «Капитанскую дочку» и сказки. 12% школьников, 24% студентов и 28% молодых специалистов ответили, что классика создаётся на века.

Помимо ответов на основные вопросы, ивановцы довольно подробно говорили и о том, что связывает их с писателем. Автор решил привести лишь некоторые доводы.

«Только недавно меня по-настоящему осенило, как тяжело писать огромнейшее количество произведений совершенно простым, понятным всем языком, в тоже время красиво, высоко, вдохновенно. Для меня он - пример, учитель. "Проще, выше, легче, веселее!", как говорил Станиславский в конце жизни. У Пушкина это было от природы, с рождения, сразу. Он быстро сгорел, люди с таким даром редко долго живут. Он был не просто профессионалом, талантом, он был именно гением-ЛИЧНОСТЬЮ! Привлекает меня больше всего его восприятие жизни, независимость, темперамент и страсть» (Арина, 11 класс)

«В какой-то степени, мне кажется, что его творчество переоценено. Разумеется, он талантливый поэт, но его возносят слишком высоко» (Анна, 11 класс)

«Он - один из первых, кого я читала, один из главных, кого изучали в школе, тот, с кем ассоциируется русский язык во всей его мощи и красоте. Он - сокровище русской литературы, а от литературы вообще - как прозы, так и поэзии, - я в восторге. Каждый человек может найти близкое к себе настоящему или узнать в персонажах какого-то своего знакомого. В этом-то и величие стихотворений, песен, в том, как они могут говорить о нас, за нас, раскрывать весь спектр чувств, эмоций и впечатлений» (Елена, 4 курс)

«Стихотворение - одна из высших форм выражения своей души, потому оно должно быть глубоким, собственно, как и душа. В лирике Пушкина мне не хватает этой самой глубины» (Дарья, 3 курс)

«Многие его произведения созвучны современности, даже сказка «О рыбаке и рыбке». Этот типаж женщин, которым сколько не дай - всё мало, не переведётся никогда» (Дарья, 3 курс)

«Пушкин, несомненно, наше всё: он не только новатор, но и интересный автор, который смог писать, как в романтизме, так и в реализме. Это могут делать, бесспорно, одарённые люди. Думаю, все произведения Пушкина могут иметь смысл и в наши дни: проблемы, поднятые в стихотворениях и прозе, не меняются. Мир остаётся таким же. И Пушкин словно знал это» (Екатерина, 2 курс).

«Для меня А.С. Пушкин – это детство. Не помню, когда впервые услышала его произведения, но отчётливо помню большую и толстую книгу с его сказками. Помню, как совсем ещё крохой забиралась на диван или к маме на коленки и просила почитать сказки. Наверное, тогда я ещё не понимала смысл произведений, но слушала внимательно. А еще с любопытством рассматривала картинки. И тогда в голове возникал тот или иной образ: вот старик идёт к самому синему морю, чтобы поймать в невод золотую рыбку. Вот богатыри возвращаются домой, ещё не зная, что произошло с их гостьей. Конечно, потом я читала стихотворения и повести А.С.Пушкина в школе. Как все девочки учила наизусть письмо Татьяны к Онегину. Декламировала его произведения на поэтических конкурсах. Но я никогда не задумывалась над тем, что привлекает меня в его творчестве. Да и сейчас трудно сказать. Наверное, гениальность. Притом, что многие произведения не оригинальны, в исполнении Пушкина они становятся национальными, самобытными, действительно, русскими. Когда-то он мне казался великим, но не очень интересным. Сейчас, перечитывая его произведения, разбирая его тексты, я понимаю, сколько всего интересного открывается в его произведениях» (Алёна, журналист)

«В четыре года мне дали сборник стихов Пушкина вместо сказки на ночь, которую, до того, как я научилась читать, читала мама (сказки, кстати, тоже Пушкина были). И я каждый вечер перед сном читала по одному стихотворению. Это были моя первая книжка и первый писатель (Инна, фрилансер).

 

 

Автор: Дарья Капкова

#мымир #мир 

#молодежь #инициатива 

#развитие#информация 

#сми #добро #позитив 

#организация #мы 

#миамир #новости