ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
11 сентября
08 сентября
01 сентября
31 августа
30 августа
28 августа
27 августа
24 августа
23 августа
21 августа
20 августа
18 августа
17 августа
16 августа
14 августа
13 августа
11 августа
09 августа
02 августа
31 июля
28 июля
26 июля
24 июля
23 июля
16 июля
15 июля
14 июля
05 июля
03 июля
28 июня
26 июня
25 июня
21 июня
17 июня
16 июня
14 июня
13 июня
12 июня
10 июня
07 июня
05 июня
01 июня
31 мая
30 мая
28 мая
25 мая
24 мая
23 мая
20 мая
19 мая
18 мая
17 мая
15 мая
14 мая
13 мая
12 мая
10 мая
09 мая
05 мая
02 мая
01 мая
30 апреля
28 апреля
26 апреля
14:00
ОБРАЗОВАНИЕ
25 апреля
24 апреля
23 апреля
21 апреля
19 апреля
17 апреля

Санкт-Петербург: Современным детям нужны волшебные сказки

17 августа, 15:00


Народные и авторские, современные и классические, волшебные и бытовые – такие разные детские сказки. По опросу Холдинга МТС Медиа и книжного сервиса Строки оказалось, что самыми любимыми у детей остаются русские традиционные сказки, которые передавались в семье из поколения в поколение. Мы же разберемся подробнее, почему сказочный жанр продолжает жить спустя века, как написать свою сказку и выбрать подходящую историю для ребенка.  

История и терминология

Сказка – фольклорный жанр, относится к устному народному творчеству. Ноги сказки растут из мифа. Например, раньше люди не могли объяснить, почему солнце каждый день движется с востока на запад. Поэтому египтяне придумали колесницу, которая катает бога Ра туда-сюда. Сознание менялось, мифическое объяснение мира перестало удовлетворять людей. Вот тогда, можно сказать, и появились сказки. Это те же мифы, но в которые человек больше не верит. 

Сказка – эпический жанр, в центре сюжета лежат поступки героев. Часто этот сюжет связан с тем, что условные Иван-дурак или Иван-царевич вынужденно, но немотивированно покидают дом. Зачем в сказке «Морозко» отец отвозит свою дочь зимой в лес на верную смерть? Эта немотивированность и показывает мифологическую природу сказки. Где в мифе жестокий, но понятный обряд инициации, то в сказке неясный сюжетный ход. 

Как так получилось, что сказки считаются преимущественно детским жанром?

«Как говорил один из моих преподавателей: “Дети — маленькие язычники”. В том плане, что они легко и естественно воспринимают слово. Например, простые стихи раньше сопровождали ритуалы. Рифма усиливала воздействие. И дети, даже не вполне понимая смысл слов, чувствуют эту силу», – пояснил Павел Загребин, филолог.

Реальность всегда влияет на литературу. Например, в Советский период многие писатели уходили в детские жанры, чтобы прокормить себя. Их «взрослые» произведения не печатали. Другая цель – высказаться, но так, чтобы цензура не заметила. «Дракон» Шварца, например, рассказывает о тоталитаризме, а «Золотой ключик» можно прочитать, как аллюзию на театральную жизнь Москвы 20-х и 30-х годов прошлого века. Как говорила Фаина Раневская: Буратино – это Горький, Мальвина – жена Блока, Любовь Менделеева, а сам Блок выведен как Пьеро. В сказке есть злодей Карабас-Барабас, директор кукольного театра, так вот это – Мейерхольд». То есть, реальность подкидывает сюжеты для сочинителей. 

Чем сказки современных авторов отличаются от нестареющей классики?

«От фольклорного жанра в современных сказках осталось мало, но опора на канон все равно есть.  Если сказать еще пару слов о современной сказке, то вспомню “Бракованных принцесс королевства Фьенс” Даши Чекаловой. Это сказочная история о принятии, инклюзии, о том, что есть люди, которые отличаются, но это не делает их хуже остальных. Сведу к формуле: инициация сменилась инклюзией», – Павел Загребин.

Для хорошей сказки нужно иметь яркую фантазию, доброе сердце и знать структуру жанра

Если кратко, то любая история состоит из завязки, развития действия, кульминации и развязки. Характерной особенностью сказок являются «точка входа» и «точка выхода». Что такое точка входа? Это то, что мы пишем в самом начале сказочной истории, например, «Жили-были дед и баба…», «Всякое дело в мире творится, про всякое в сказке говорится…», «В некотором царстве, в некотором государстве…» Точка выхода – это то, что сочинители сказок пишут в конце, то есть после развязки: «И жили они долго и счастливо», «Вот тебе сказка, а мне кринка масла» и т.д.

В сказках авторы часто упоминают такие числа, как три, семь… Вспомните «Три поросенка», «Три медведя», «Три богатыря», «Три лентяя» и др. Магические числа – тоже характерная сказочная черта.

А еще в сказках нет полутонов: добряки добры, злыдни злы. И добро обязательно победит зло. 

У детей разного возраста пожелания различаются, что тоже необходимо учитывать. Дети до 5 лет чаще просят читать сказки и истории про дружбу. Они хотят видеть главными героями сказочных существ, волшебных персонажей или зверей. При этом, дети от 6 лет предпочитают истории про приключения, в которых главный герой – человек без магических способностей.

«Сказка – ложь, да в ней намек»: как донести мораль через сказку так, чтобы детям было понятно, но это не выглядело топорно и слишком прямолинейно?

«Одно из правил – не стоит завершать сказку какими-либо выводами поучительного характера. Пусть ребенок сам додумает и поймет тайный смысл, который заложен в сказке. Возможно, это понимание придет не сразу, но точно придет. Некоторые дети готовы слушать одну и ту же историю по несколько раз. Они выбирают эту сказку не только из-за полюбившихся им героев. Зная сюжет, они концентрируются на деталях, учатся думать и анализировать, сравнивают сказки с реальностью», – поделилась Татьяна Маркинова, автор книги и социального проекта «Сказки для и про особенных детей».

Любимые детские сказки

МТС Медиа и книжный сервис Строки спросили у родителей детей до 9 лет о том, какие книжки хотят читать и слушать дети. Наиболее востребованными оказались сказки: русские народные и традиционные, такие как «Терем-теремок» и «Колобок», их предпочитают 79% респондентов.

Сказки народов мира (Например, «Красную шапочку» и «Золушку») для своих детей выбирают 69% опрошенных. Советские же менее популярны. Так, «Незнайку на луне» выбирают только 50%. Классические зарубежные сказки, «Алису в стране чудес» и «Дюймовочку», упомянули 34% опрошенных родителей. Только 28% родителям читают детям современные сказочные истории.

Читали ли вы своему ребенку какие-то современные сказки?

«Да самой было интересно, хотелось что-то новенькое. «Человеткин» Джулии Дональдсон и многие другие ее книжки. «Рождественская каша» Свен Нурдквист, «Маленькая Баба-Яга» Отфрид Пройслер», – поделилась Юлия Бодрова, опытная мама.

Читают или включают сказки на ночь 88% опрошенных. 36% родителей читают каждый раз разную сказку, 9% – всегда одну и ту же, 55% периодически меняют историю. А 42% родителей сами придумывают сказки и рассказывают детям.

 

Текст: Зураб Хараишвили, Надежда Скворцова
Фото: фотосток freepik