ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
15 июля
14 июля
05 июля
03 июля
28 июня
26 июня
25 июня
21 июня
17 июня
16 июня
14 июня
13 июня
12 июня
10 июня
07 июня
05 июня
01 июня
31 мая
30 мая
28 мая
25 мая
24 мая
23 мая
20 мая
19 мая
18 мая
17 мая
15 мая
14 мая
13 мая
12 мая
10 мая
09 мая
05 мая
02 мая
01 мая
30 апреля
28 апреля
26 апреля
14:00
ОБРАЗОВАНИЕ
25 апреля
24 апреля
23 апреля
21 апреля
19 апреля
17 апреля
16 апреля
15 апреля
14 апреля
12 апреля
10 апреля
09 апреля
08 апреля
07 апреля
03 апреля
02 апреля
01 апреля
31 марта
30 марта
15:00
КУЛЬТУРА
интервью
29 марта
28 марта
27 марта
23 марта
22 марта
21 марта
20 марта

Санкт-Петербург: Музей религий представил выставку уникальных икон советского периода

31 января, 16:00

31 январяМолодёжные новости. 26 января в Государственном музее истории религии открыли первую в России выставку, посвященную советским иконам. У посетителей музея появилась уникальная возможность увидеть настоящие религиозные артефакты эпохи гонений. Выставка включает более 70 икон, собранных Центром визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ.

Одним из кураторов выставки стала Анастасия Завьялова, студентка культурологии РГГУ и участница проекта по изучению и реставрации советских икон. В интервью Анастасия рассказала о процессе собирания икон, о самом необычном экспонате выставки и отношении современной церкви к советским религиозным артефактам.

Анастасия, расскажите, как вы пришли к изучению икон советского периода, чем вас привлекла именно эта сторона культурной антропологии?

Когда поступаешь на культурологию в РГГУ, постепенно так или иначе начинаешь хотеть заниматься наукой. Если есть доступные источники, окружённые нарративами, или источники материальные, интерес возгорается сразу. А икона – это объект не только духовной, но и материальной культуры. Советская икона – это то, что, на самом деле, можно найти почти в каждом селе в каждом доме. Естественно, я их когда-то уже видела. Это исследовательский материал, который сам идет в руки.

Какие этапы изучения икон существуют? Что больше всего нравится в этом процессе?

Для того, чтобы изучить советские иконы, нужно в первую очередь их увидеть. Материальный носитель сам по себе может многое рассказать. Для того, чтобы их обнаружить, нужно было отправиться в экспедицию – в городских домах такие иконы встречаются редко. Здесь сложно сказать, что нравится больше, наверное, весь процесс, ведь он сопряжен не просто с теоретическими изысканиями, но и с практическими - с рассказами местных жителей, живыми историями. Когда ищешь иконы, то ощущаешь себя не только культурологом, но и одновременно археологом и даже детективом. Дух захватывает, когда находишь те артефакты, которые были нужны для изучения.

В какие регионы вы чаще всего отправляетесь для собирания икон?

Большинство представленных на выставке икон – это результат наших экспедиций, прежде всего в Нижегородской области, куда мы отправлялись изначально, работая над другим проектом, но почти случайно вышли на тематику советского религиозного наивного искусства. Кроме Нижегородской области мы были в Воронежской области. На моей родине в Брянске советский рукодельный образ – это также распространенное явление.

Существуют ли какие-то локальные черты советских икон, позволяющие понять в какой части России они создавались?

Да, существуют. Так, иконы, обнаруженные в Нижегородской области – это ближайшие наследники традиции мастеров 19 века Вязниковского уезда (села Холуй, Мстера, Палех). Кроме того, советские фолежные иконы-киотки, выполненные в южных регионах (Воронежская, Курская, Белгородская, Тамбовская), хоть и несколько примитивны, но все же напоминают традицию мастеров рубежа XIX-XX веков. Так, например, некоторые советские образовники из Курска и Белгорода переняли обычай закреплять в киоте свечки из бумаги и фольги и голубка – это яркая особенность старинных «фолежек» из слободы Борисовки Курской области (сейчас - Белгородской области).

Есть ли среди экспонатов выставки иконы, которые вам особенно дороги и интересны?

Одна из самых интересных икон - это, пожалуй, образ Богоматери «Знамение», найденной в поселке городского типа Ардатов Нижегородской области, она, как и многие советские иконы, выполнена в технике бриколажа. Взяв за основу дореволюционную икону-подокладницу, мастер советской эпохи яркими красками дорисовал одежды для Богоматери и Младенца в манере наивной росписи и окружил писаный образ цветами из бытовых материалов – фетра, поролона, обложек тетрадей и конфетных фантиков. Еще одна икона, которая мне очень нравится, это Богоматерь Скоропослушница из села Нелей в Нижегородской области. Она хранилась в закрытой руинрованной церкви, этот образ нам передали старожилы села. Здесь хорошо виден геометрический орнамент, напоминающий снежинку с лепестками – «елочками».

Экспонатом с необычной историей можно считать образ Николая Мирликийского из села Кременки Нижегородской области. Если внимательно приглядеться, то можно заметить, что в отличие от других икон у оклада конкретно этого рукодельного образа фольга более плотная и состоит из склеенных между собой полос. Дело в том, что материал для декорирования иконы Николая Мирликийского тайно вынесли из секретного завода Арзамас-16.

Выставка называется «Советские иконы: религиозные артефакты эпохи гонений». Очевидно, что в СССР на православие, как и другие религии налагался строгий запрет. А как дела обстояли с иконами, с ними тоже боролись?

В то время религия становилась теневой стороной жизни людей, даже в сельской местности. Как правило церкви и храмы были закрыты, вместо них верующие устраивали молельные дома, где совершали необходимые обряды. Иконы также старались без надобности не афишировать, но в каждом селе был свой мастер, о нем все жители знали и просили обрядить образ к важному событию своей жизни, например, к венчанию. Даже если это была свадьба детей коммунистов без иконы обойтись было нельзя. В Нижегородской области это считалось обязательном атрибутом новой семьи.

А как сейчас церковь относится к иконам советского времени? Признаются ли такие изображения каноничными?

Священники по-разному относятся к таким иконам. Некоторые их считают важными, потому что они свидетельствуют о сохранении веры у людей в трудную эпоху. Есть же священнослужители, которые отрицают ценность таких икон и считают, что они должны уйти в прошлое. В целом советские иконы сейчас исчезают из сельских домов. Их бывшие владельцы умирают, а наследники, современное поколение, предпочитают молиться перед новыми иконами, написанными или отпечатанными, например, в Софрино.

Выставку «Советские иконы: религиозные артефакты эпохи гонений» пройдет в Музее истории религии до 21 марта 2023.

 

Текст: Елизавета Богданчикова

***

Информация предоставлена в рамках проекта «Медиа-волонтер», который стартовал по инициативе Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации в районах Санкт-Петербурга. Благодаря этому проекту представители Молодежной организации «МИР» активно участвуют в информационном освещении локальных городских событий.