ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
18 марта
15 марта
12 марта
11 марта
10 марта
09 марта
08 марта
07 марта
06 марта
05 марта
04 марта
03 марта
02 марта
01 марта
29 февраля
28 февраля
27 февраля
26 февраля
25 февраля
23 февраля
22 февраля
21 февраля
20 февраля
19 февраля
18 февраля
16 февраля
15 февраля
14 февраля
13 февраля
11 февраля
09 февраля
07 февраля
06 февраля
02 февраля
30 января
27 января
25 января
24 января
20 января
18 января
17 января
10 января
09 января
05 января
30 декабря
27 декабря
26 декабря
25 декабря
23 декабря
22 декабря
21 декабря
20 декабря
19 декабря
18 декабря
16 декабря
15 декабря
14 декабря
12 декабря
08 декабря
05 декабря
28 ноября
25 ноября
23 ноября

Санкт-Петербург: Что нужно знать о балете, чтобы его понимать?

27 мая, 19:00

 

27 мая – Молодёжные новости. Приходилось ли вам слышать истории от друзей о том, как они проспали весь спектакль. И не потому что их сосед всю ночь переставлял мебель или внезапно решил совершенствовать свои навыки игры на трубе. Ответ гораздо проще: была скучно.

Редакция МИА «МИР» уверена, театр не может быть неинтересным. Просто каждая постановка требует своей подготовки и своего зрителя. Медиа-волонтёр Екатерина Клопота расскажет, что нужно знать о балете, чтобы не уснуть на спектакле.

Балет существует по определённым канонам. В сочетании танца и театра зашиты свои символы, знаки и детали, знание которых позволит по-настоящему насладиться театральным действием и понять происходящее на сцене.

В классическом балете каждый акт начинается с небольшой пантомимной завязки, затем идёт сложно устроенная танцевальная композиция — гран-па или дивертисмент. После – пантомимная развязка. Раньше работа по шаблону была профессиональным требованием. Так как эта форма была выработана годами практика и была оптимальной, чтобы показать зрителю всю трупу.

Главным в русском балете была его неизменность. Именно поэтому этот вид искусства был любимым зрелищем императорской семьи. Балет был идеальной безупречной системой, сходящейся в царственной вершине – прима-балерине, символизирующей фигуру монарха.

Кстати, в профессиональной среде балеринами не называют всех, кто выходит на сцену в пуантах. Просто образа для этого недостаточно.

Участников постановки в целом зовут танцовщиками или артистами театра. Они профессионально владеют техникой балета и служат в театре. Но почётное звание балерины относится не ко всем.

В иерархии балета всё начинается с кордебалета, где в основном работают недавние выпускники хореографических училищ. Далее идут солистки, исполняющие следующие роли после главных, их уже можно назвать балеринами. Но среди них всех есть одна главная – прима-балерина, она-то и исполняет главную партию. Первыми балеринами становятся танцоры, достигшие наивысшего мастерства, обладающие собственным стилем, в их профессиональном портфолио несколько ведущих партий, сольные репертуары.

Артисты балета танцуют под академическую музыку, при этом это не обязательно музыка «золотого фонда», например, Чайковский. Это может быть музыка и XX, и XXI века, но написанная по академическим канонам. Она должна ясно выражать жестикуляцию персонажей, обладать чётким правильным ритмом, верным размером, длительностью. Самое главное в балетной музыке – это её удобство для танца, учёт прыжков, пируэтов.

Поэтому композиторы работают совместно с хореографами, балетмейстерами, художниками и режиссёрами. После кропотливой работы получается единая партитура, где определённые действия закреплены за определённым моментом музыки. Придя на балет, крайне важно внимательно и сосредоточенно вслушиваться в музыку. Она помогает понять переход между действиями и актами.

И наконец, главные вопросы. Как выбрать на что пойти? Что такое хороший балет? Это осмысление драматического сюжета за счет движения танцора и музыкального сопровождения. Это синтетическое искусство, поэтому тут есть три основных критерия при выборе.

Первое, на что стоит обращать внимание – центральное действие. Балет может быть с сюжетом или без сюжета. В бессюжетном балете нет истории, все подчинено эмоциям.

Сюжетный балет опирается на литературно-исторический контекст. Как правило, это абстрактная история с несложными действиями.

Если выбрали второй вариант, то советуем прочитать произведение, по которому он поставлен, хотя бы краткое изложение. Это позволит понимать, что происходит на сцене, чему посвящён танец. Стоит следить за его энергетикой, эмоциями, которые показывают артисты. Прочувствовать переживания героев через танец — в этом и есть суть балета.

Второй критерий – длительность. Это может оказаться неожиданным сюрпризом для вас. Например, «Спящая красавица» Петра Чайковского длится около 4 часов. Готовы ли к полному погружению в балет при первом посещении театра? Поэтому крайне важно обратить внимание на количество актов и длительность постановки.

Третье – балет лучше смотреть издали. Если сидеть близко у сцены, может резаться обзор ног, а ноги у артистов балета занимают отдельное внимание.

Понаблюдайте за тем, как танцующие могут не произнося ни слова, передать столько эмоций, чувств исключительно своим телом. И всё это с невероятной точностью и грациозностью линий, движений. Можете даже для начала посмотреть отрывки спектаклей, выступлений балерин, где можно более детально оценить мастерство, а потом и несколько разных спектаклей. И конечно сходить на балет, увидеть всё это под живую оркестровую музыку и получить удовольствие от увиденного и услышанного.

 

Текст: Екатерина Клопота

Фото: Pixabay.