Санкт-Петербург: Кино – это документ времени
9 марта – Молодёжные новости. 27 февраля в «Царскосельском» доме молодежи состоялся финал Третьего Молодежного фестиваля непрофессиональных короткометражных фильмов «Пленка». Каждая картина участников откликалась на главную тему фестиваля – «Время говорить».
Основная идея «Пленки» – это объединение православной и светской молодежи, которые зачастую воспринимают друг друга сквозь призму собственного мировоззрения и стереотипов. В этом году на фестивале было представлено две номинации – Подростковая (от 14 до 18 лет) и Молодежная (от 18 до 35 лет).
«Важно, что именно любители, а не профессионалы, получили возможность высказаться и показать себя в кино. Члены жюри, спонсоры могут заметить какого-то талантливого ребенка или молодого человека и помочь ему дальше развиваться в этой сфере», – сказала Елизавета Скоморох, член оргкомитета.
Карен Геворкян, член жюри фестиваля, рассказал о своем отношении к любительскому и профессиональному кино сегодня:
«Я очень люблю фестивали любительского кино. В Советское время таких фестивалей было много, и по сей день я помню какие-то работы, которые видел в 80-е и 70-е годы. Кинолюбительское дело возрождается. Оно обладает большим плюсом – это альтернативное кино. Это фильмы, которые должны принципиально отличается от того, к чему мы привыкли. Как вы поняли, мое отношение к сегодняшнему кино, как к современному футболу – оно неадекватно. Обидно, что кино не выходит за «свой забор», его очень мало даже в собственной стране, 80% это американские фильмы. А что касается выхода в мир, то этого вообще почти нет. Это обидно, потому что человек, который любит кино, должен быть свободен от профессиональных зашоренностей, а у нас очень зашоренный кинематограф.
Большинство фильмов сейчас – это продюсерское, государственное кино, выросшее из девяностых годов. Это проблема внутренней несвободы, честности и независимости в сегодняшнем кино. Мы стали эгоистами, а перед нами страна, огромного количество культур, народов, личностей и людей.
Сегодня кинематограф ушел в столицу. Я стараюсь сейчас убить в себе профессионала, потому что профессионализм говорит о том, что ты знаешь, что ты всё умеешь, но перед этими проблемами он не поможет.
Любительское кино обладает той свободой, которая либо реализуется, либо нет. Если оно реализуется на уровне интуиции человека – это здорово, это маленькие, но открытия. Они очень ценны для большого кино. Те, открытия, которые я раньше видел в маленьких работах, я никогда не видел в профессиональных фильмах. Там было то, что я не увидел, а они увидели. Здесь, на любительском кинофестивале, такая возможность есть. Было несколько остроумных работ, которые мне очень понравились, но они не вошли в финал.
К сожалению, меня очень огорчил документальный конкурс. Он не документальный, а какой-то вяло-подражательный. Там нет открытий молодежи. Там нет молодых людей, нет понимания себя, страны, людей вокруг, времени. А то, что было, это называется подражание: о своем городе, о войне, о том, о другом, о третьем. Скорее «Шайтан» (работа студенческой организации СПБГИКиТ, первое место в номинации «Игровой фильм» прим.ред.) выглядит документальным фильмом. Картина стала неожиданностью для меня. В ней непринужденно, но удивительно точно, профессионально сыграно и снято, как человек каждый день отрекается от себя. Много людей оставляют себя как пальто на вешалке, а потом что из них выходит? Это худший вариант в жизни художника. В «Шайтане» соединилось профессиональное и содержательное мастерство. Кино – это документ времени, и благодаря этому фильму взрослые люди лучше поняли молодежь».
Иерей Александр Покрамович, член жюри и председатель оргкомитета со стороны духовенства, рассказал о выборе финалистов в этом году и подготовке «Пленки»:
«На самом деле у нас масса критериев, когда мы отбираем работы, которые не пойдут к жюри. Мы смотрим на то, как снята картина. Бывает, что участники просто не постарались. Мы отбираем то, что не стыдно показать и очень рады, что фильмов, которые никуда не идут очень мало в этом году. В основном это то, что не вписывается в наше положение о кинофестивале, хронометраж. С каждым годом мы оцениваем всё строже и строже. Если в первый год мы ещё лояльно подходили к отбору, уговаривали друг друга, то в этот раз у нас уже есть из чего выбирать. Изначально на конкурс пришло около двухсот работ, но до финала дошли только 20%. Моя миссия в жюри, как священника – объединить православную и светскую молодежь. Мы ничем не отличаемся, у нас общие интересы, общая жизнь, нам есть о чем поговорить. Моя задача – поддерживать организаторов фестиваля, потому что практически всё в нём создано на добровольных началах. Я был приятно удивлен подростковыми фильмами в этом году. Они выглядели очень достойно и местами лучше, чем работы в некоторых номинациях у молодежи. В этом году провальным оказалось молодежное документальное кино».
Помимо основного конкурса короткометражных фильмов, в рамках фестиваля прошел фотоконкурс, конкурс афиш и мастер-классы, посвященные кино.
Увидеть, как прошёл финал конкурса можно собственными глазами с видеосюжетом Татьяны Ковалёвой, организатора мероприятий ОМОО «МИР» и Благотворительного фонда им. Сергея Березина.
Текст: Надежда Скворцова.
Фото: Надежда Скворцова.
***
Информация предоставлена в рамках проекта «Медиа-волонтер», который стартовал по инициативе Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации в районах Санкт-Петербурга. Благодаря этому проекту представители Молодежной организации «МИР» активно участвуют в информационном освещении локальных городских событий.