ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
24 апреля
23 апреля
21 апреля
19 апреля
17 апреля
16 апреля
15 апреля
14 апреля
12 апреля
10 апреля
09 апреля
08 апреля
07 апреля
03 апреля
02 апреля
01 апреля
31 марта
30 марта
15:00
КУЛЬТУРА
интервью
29 марта
28 марта
27 марта
23 марта
22 марта
21 марта
20 марта
18 марта
15 марта
12 марта
11 марта
10 марта
09 марта
08 марта
07 марта
06 марта
05 марта
04 марта
03 марта
02 марта
01 марта
29 февраля
28 февраля
27 февраля
26 февраля
25 февраля
23 февраля
22 февраля
21 февраля
20 февраля
19 февраля
18 февраля
16 февраля
15 февраля
14 февраля
13 февраля
11 февраля
09 февраля
07 февраля
06 февраля
02 февраля
30 января
27 января
25 января
24 января
20 января

Санкт-Петербург: Современный театр – это поиск новых форм и нового зрителя

09 февраля, 19:00

 

9 февраля – Молодёжные новости. Люди 21-го века ходят в театр ради повышения эрудиции, самосовершенствования и эстетического наслаждения. Они предъявляют высокие требования к постановкам, которые собираются посмотреть. Современные зрители предпочитают тот контент, который позволяет им узнавать что-то новое, дает пищу для размышлений. Вместе со зрительским спросом меняется и сам театр. Поговорим о новых популярных театральных направлениях, узнаем, что такое иммерсивный спектакль и как побывать в зрительском зале, сидя у себя дома.

В наши дни происходит синтез театральных направлений. Современному зрителю скучно смотреть только на один вид искусства, ему нужны цельные, пластичные, музыкальные и сюжетные номера на сцене. В зависимости от жанра и желания, режиссеры сочетают современные элементы вместе с классическими. Так, например, если раньше в театрах была популярна только классическая хореография, а ее современные ответвления воспринимались, как арт-объект, то сейчас на многих сценах можно увидеть хип-хоп или джаз-фанк с быстрыми и динамичными движениями под ремикс композиций Чайковского или Баха.  

Набирают обороты такие направления, как иммерсивный театр и Digital-постановки.

В иммерсивном театре актеры напрямую взаимодействуют со зрителями, приглашают их поучаствовать в постановке и таким образом разрушают четвертую. Современные разновидности иммерсивного театра зависят от степени вовлеченности аудитории в спектакль. Первая иммерсивная состоялась на британской сцене театральной группы «Punchdrunk» в 2003 году. Их спектакль «Sleep no more» (по мотивам произведения «Макбет» У. Шекспира) стал первой официальной иммерсивной постановкой в мире.

Digital-постановки – это прямые трансляции спектаклей в Интернете. Они стали особенно популярны в период локдауна, когда ради сохранения здоровья люди оставались дома. В пандемию, театры переживали кризис, без зрителя ни один спектакль не имеет смысла. Именно в это время театры стали записывать постановки и выкладывать их в Интернете. Проводились прямые трансляции, во время которых зрители могли хотя бы ненадолго вновь окунуться в театральную атмосферу. Театры до сих пор продолжают устраивать интернет-трансляции со спектаклей из-за большой волны интереса со стороны желающих. Театр вышел на новый уровень, и теперь каждый может оказаться в зрительском кресле, не выходя из собственной комнаты.

Одним из «законодателей» российских театральных тенденций является Александринский театр. Новая сцена Александринского театра запустила различные просветительские программы для привередливых зрителей 21-го века.

«Повестка дня» – одна из первых программ Новой сцены. В ней – эксперты из разных областей культуры (Валерий Фокин, Роман Волобуев, Марина Давыдова и другие) проводят лекции об искусстве и театре.

«В свободном переводе» – музыкально-просветительский цикл концертов оркестра «Дивертисмент», где классическая музыка приобретает новый формат дневных концертов в фойе Новой сцены.

В период пандемии в 2020 году Александрийский театр запустил онлайн-фестиваль «Другая сцена», в рамках которого молодые режиссёры, драматурги, хореографы, композиторы и медиахудожники генерировали оригинальный контент для зрителей по ту сторону экрана. 25 и 26 декабря 2021 года прошел уже второй сезон онлайн-фестиваля, в котором зрители также смогли посетить театр с использованием цифровых технологий. «Дотеатр» – AR-прогулка в доисторическое прошлое площади Островского и окрестностей. «Алгоритм» – настольная игра в сценическое закулисье. «Экосвидания» – «сделай сам» на темы русской классической литературы – все эти и многие другие проекты «Другой сцены» стали частью репертуара Александринского театра.

Театр вряд ли когда-нибудь полностью перейдет в онлайн, только живой контакт может обеспечить настоящее взаимодействие между актерами и зрителями. Однако, digital-форматы помогают не только развлекать публику дистанционно, но и популяризировать театр среди новых лиц в отдалённых регионах России.

 

Текст: Надежда Скворцова.

Фото: Pixabay.

***

Информация предоставлена в рамках проекта «Медиа-волонтер», который стартовал по инициативе Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации в районах Санкт-Петербурга. Благодаря этому проекту представители Молодежной организации «МИР» активно участвуют в информационном освещении локальных городских событий.