Россия: «Прогулка по ночному кафе Ван Гога»: знакомимся с цифровым искусством
23 декабря – Молодёжные новости.
Эпоха новых технологий даёт невероятные возможности. Учёные создают новые органы, а на 3D принтере можно напечатать всё, что только придёт в голову. Открыв новый инструмент, человек начал использовать его не только в науке, но и для самовыражения.
«Digital art» – создание художественных произведений в цифровой форме, и это не только картины, но и цифровая музыка, видеоигры и даже дигитальная поэзия. Но самым распространённым видом компьютерного искусства всё же является цифровая живопись, которая делится на два направления: перенесение существующего изображения в цифру и создание картины виртуальной реальности с нуля. Теперь в набор современного художника помимо кисточки, холста и красок входит свет, звук и цифра. Возможности таких деятелей искусства кажутся безграничными. Технологии дарят новые эмоции и зрелищность. Зритель может вступать с картиной в контакт, стать её частью, проникнув внутрь, как в американском музее Сальвадора Дали или в работе гейм-дизайнера – виртуальный тур по картине «Ночное кафе». В связи с этим возникает вопрос: «художник остаётся художником в традиционном смысле или важнее профессионально владеть технологиями?».
«На мой взгляд уметь программировать важнее, чем рисовать. Есть большое количество разных программ для создания цифрового искусства, главное понимать математическую составляющую. Кроме того, цифровое искусство не ограничивается только рисованием - это и 3D, и анимация, и звук, и много чего ещё. Для каждого вида искусства есть огромное количество программ, которые имеют свой уникальный стиль работы. Поэтому программирование спасает. Но не каждый программист может стать художником. Цифрового художника от программиста отличает «artistic vision» и, что называется, особое видение мира, его необычность и непохожесть», – поделилась Анастасия Костина, художница.
В последнее время в мире искусства активно используются NFT-токены. Буквально в сентябре обсуждалась продажа Эрмитажем цифровой копии «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи более чем за 10 миллионов рублей. NFT-токен – это сертификат подлинности и принадлежности картины. При заключении сделки покупатель получает оригинал произведения в единственном экземпляре, что подтверждалось NFT-меткой. Особенность такой цифровой копии заключается именно в подписи «токен», которая делает любой цифровой объект уникальным.
Например, есть картина «Демон» Михаила Врубеля, сделать его фотографию может каждый, распечатать тоже удастся любому, но всё это не сравнится с оригиналом. Подлинность определяется подписью, установленным фактом приложения авторской руки к созданию. В цифровой среде также используется понятие подлинности, которая как раз определяется уникальным кодом. Токенизация позволяет приобрести предмет искусства, аналога которого нет и никогда не будет.
«Цифровое искусство лично для меня это ещё один инструмент – ещё один карандаш в пенале, с помощью которого можно выразить ту или иную идею, эстетику или что-либо. Конечно, процесс создания «digital art'a» отличается от обычного, скажем так, рисования, но в основе своей имеет все те же принципы, просто к ним добавляется немного математики и физики. Популярность «digital art'a» заключается в его доступности. Любой человек может скачать blender, самообучиться на YouTube и вперёд! А потом выложить свое произведение в соцсетях и быть услышанным», – рассказал Егор Пшеничный, художник, digital artist.
Современные художники также активно пользуются AR – дополненной реальностью. Но для этого важно заручиться смартфоном. Представьте, что вы находитесь в музее и наводите камеру телефона на картину, и видите, как её герои начинают оживать.
Важно конечно не делать что-то бездумно, а проявить именно творчество, в котором отражается именно ваше мировоззрение. И тут не важно на бумаге вы творите или же в 3D редакторе или фотошопе. Для этого не обязательно уметь программировать. Я не умею программировать и это не ущемляет мои способности, но конечно, ограничивает в чем-то. Медиа-художники, владеющие не только визуализацией, но и программированием, могут писать нейросети, генерировать изображения, по сути создавать что-то из ничего, основываясь только на программном коде. Это, конечно, впечатляет. Но опять же, я считаю, что никогда не стоит забывать и/или попрекать рисованием на холсте или бумаге, т.к. восприятие и художника, и зрителя в этой проекции работает иначе и, конечно, это касается не только изобразительного искусства. У меня это происходит периодами, то я работаю в digital, то рисую акварелью в альбоме и это помогает не перегореть», – добавил Егор Пшеничный, художник, digital artist
Интеграция технологий в искусство только набирает свои обороты. Ещё существует демосцена, цифровая архитектура, фотоманипуляция. Но как показывает практика, искусству всё равно нужен человек, его уникальное видение мира и ощущение жизни.
Текст: Светлана Никульшина.
Фото: Pixabay.