Санкт-Петербург: «Если ждать музу, можно не дождаться»: беседа с художником
14 декабря – Молодёжные новости. Приходя на выставку и разглядывая картинку всегда хочется узнать больше – заглянуть «за полотно», познакомиться с автором, узнать символизируют ли что-то используемые цвета, о чём он думал при написании. Как живёт современный деятель искусства, и чем вдохновляется рассказала Елизавета Савина, художник, частный преподаватель.
Когда вы начали рисовать?
С тех пор, как себя помню! Примерно в 7 лет я обожала срисовывать картинки из книжек, и бабушка записала меня в художественную школу. Эта художественная атмосфера так увлекла меня, что сейчас я профессиональный художник. В этом году я закончила с отличием Академию Художеств имени Ильи Репина в Санкт-Петербурге. Дипломов у меня целых два. Еще один я защитила в Екатеринбурге, когда закончила Художественное Училище имени И.Д. Шадра. Моя специальность – монументальная живопись и преподавание живописи.
Какие темы вас волнуют в творчестве?
Сейчас меня волнует тема времени, насколько быстро оно улетает и изменяет все. А еще очень вдохновляет литература. У меня есть несколько композиций на темы книг Габриеля Гарсии Маркеса, Вольфганга Гете, Михаила Лермонтова. Мой диплом в Академии Художеств (на сегодня это самая масштабная моя работа) посвящен поэме Михаила Лермонтова «Демон». Литература это большой двигатель. И часто мои работы посвящены не какому-то острому событию, они скорее о созерцании.
Важно ли для художника профессиональное обучение? Или можно стать великим художником будучи самоучкой?
Если мы говорим о рисовании как о профессии, а не хобби, то обучение, конечно. И здесь самый главный момент – у кого ты учишься. Очень важно учиться у профессионалов, чтобы действительно был рост. Я бы сказала – лучше всего учиться у неравнодушных профессионалов, какими были и мои учителя. Самое главное – это знания и опыт, а не красные корочки.
Легко ли вам расставаться с картинами при их продаже?
Легко. Меня наоборот радует этот факт, ведь это значит, что картина живет своей жизнью, на нее будут смотреть люди. Для картины это гораздо лучше, чем лежать в шкафу или под кроватью.
Бывало ли, когда вдохновение уходило – творческий кризис? Если да, то как с ним справлялись?
Да, конечно. Вообще, мне нравится мысль о том,что нет вдохновения, а есть ресурсное состояние. Если ждать музу, можно не дождаться, поэтому очень важно выстроить себе режим и график работы, особенно, когда ты художник и у тебя нет начальника, есть только ты сам. На старших курсах Академии я почувствовала выгорание, потому что не умела распределять время и при большой учебной нагрузке не уделяла времени отдыху и смене деятельности. Сейчас я поняла, как важно уметь переключиться на что-то другое. Иногда, я думаю, творческий кризис может оказаться просто усталостью, и нужно отдохнуть и отвлечься.
Какое направление в искусстве привлекает?
Мне нравится очень многое. Я художник традиционной школы, и конечно, чаще всего я работаю в реалистическом направлении. При этом, я люблю эксперименты, одно время меня очень вдохновлял авангард и в частности Пабло Пикассо. Вообще мне интересен период начала 20 века, сколько всего было интересного! Казимир Малевич, Михаил Ларионов, Тамара Лемпицка – все они меня вдохновляют. Также меня останавливает мир на картинах Эндрю Уайета, а еще я без ума от Караваджо.
Как художнику найти свой стиль, свой почерк?
Нужно изучать искусство и при этом прислушиваться к своему сердцу. Пробовать что-то новое. Соединять разные стили. Возможно, что-то копировать. В итоге,я думаю можно почувствовать свою тему и свой стиль, то, что тебя захватывает. А еще я думаю не стоит специально вымучивать из себя какой-то стиль, если он вам не свойственен, потому что зритель все равно почувствует неискренность.
Что делает художника великим?
Сложный вопрос. Я думаю, когда художник переносит в работу какое-то свое высказывание, отличающееся от всего, что существовало До. Если художник этим необыкновенным высказыванием заставил людей посмотреть по-новому на какие-то события, явления, он становится великим.
Как живет современный художник?
Я думаю, здесь нет единственно верного ответа – как именно он живет. Думаю, очень по разному. Это зависит от многого – в каком городе он находится, насколько он востребован и так далее. Думаю, художников объединяет огромное удовольствие от самого процесса своей работы, не смотря на все трудности.
Должен ли современный художник знать академический рисунок (прим. это изучение реального мира предметов, а также построение человеческого тела по существующим классическим канонам. Основные материалы для работы: бумага, простые карандаши, ластик)?
Современный художник актуального направления может не знать академический рисунок, но художнику вне времени желательно уметь пользоваться рисунком. Если ты плохо рисуешь, это будет сковывать, а владение рисунком дает художнику свободу. А свобода очень важна.
Текст: Светлана Никульшина.
Фото: Елизавета Савина.