Ивановская область: От «Блокадного дневника» до выставки костюмов к «Коньку-горбунку»
1 сентября – Молодёжные новости. Завершился юбилейный XV международный кинофестиваль имени Андрея Тарковского «Зеркало». В этот раз он получился камерным, а оттого уютным и домашним. Уже на открытии фестиваля в Юрьевце из-за непогоды многие укрывались теплыми пледами. А в зоне сессии Q&A в ивановском «Лодзе» (основной площадке фестиваля) всю неделю режиссеры, продюсеры, актеры и зрители обсуждали фильмы.
«Колокол» и «Самураи из ситца»
Гости фестиваля вместо привычного Юрьевца в день открытия поразились, заметив на здании бывшего пивоваренного завода из красного кирпича белые строки из стихотворения поэта, отца знаменитого режиссёра - Арсения Тарковского:
«Хвала измерившим высоты
Небесных звезд и гор земных
Глазам – за свет и слез их».
Здесь на импровизированной сцене актеру и режиссеру Филиппу Янковскому вручили Приз имени Александра Кайдановского. Награда учреждена только в этом году. Причина особая: в этом году актеру, исполнившему одну из ролей в фильме «Сталкер» Тарковского, исполнилось бы 75 лет. Гости фотографировались с песчаными холмами желаний из комнаты Сталкера и смотрели кадры за всю историю фестиваля на маленьких экранах телевизоров: таким образом организаторам удалось воссоздать атмосферу легендарного фильма «Сталкер».
На площадке рядом с заводом участники рассматривали фотопортреты гостей «Зеркала» разных лет, улыбались, узнавая себя или своих знакомых. Гости слушали музыку – выступали звонарь Филипп Горбачев, группы «Колокол» и «7Б». На большом экране участница прошлогодней конкурсной программы и режиссер Юлдус Бахтиозина представила авторский трехминутный фильм «Самурай из ситца». Он и стал заставкой к фестивалю. Отметим, что заставки для «Зеркала» с прошлого года делают режиссеры с особым взглядом на современный киноязык. Предыдущую заставку подготовили Александр Золотухин и Александр Сокуров.
На открытии зрители посмотрели и кино. Как рассказали зрители, непогода не помешала – согревались с помощью пледов и грея руки у костра. Домой возвращались уже за полночь.
Кино как повод для общения
Фестиваль любопытен тем, что во время него зрители могли не только посмотреть фильмы, но и задать вопросы режиссерам, актерам, продюсерам. Правда, пандемия и сюда внесла коррективы. Так, встречи с режиссерами Александром Сокуровым и Вадимом Перельманом, который представлял киноленту «Уроки фарси», прошли онлайн. А вот встреча с Александром Молочниковым после показа «Скажи ей» состоялась офлайн – актер и режиссер специально прилетел на «Зеркало» из-за рубежа. Впрочем, от просмотра фильмов зрители все равно остались в восторге – каждый смог найти ленту по душе. Программа фестиваля, как и в прошлые годы, обширна и многогранна, потому рассказать обо всех фильмах и даже о программах, как ни старайся, не выйдет. Остановимся на ключевых моментах.
Конкурс
Только в конкурсной программе свои фильмы представили девять стран. Болгария, Кыргызстан, Индия, Россия… «Дорога в Эдем», «Совесть», «Соперник»... Последний стал поводом для дискуссии среди зрителей и, забегая вперед, скажу, что получил Приз жюри молодых кинокритиков «Голос».
На счету режиссера Маркуса Ленца 12 киноработ и «Соперник» обещает быть самой успешной. Об этом уже говорит признание фильма на международных фестивалях. В Иванове Маркус Ленц представил картину лично.
«Для меня большая честь быть здесь и представлять этот фильм в России. Работа над этим фильмом заняла примерно пять лет. Десять месяцев назад прошла мировая премьера в Корее (международный кинофестиваль в Бусане прошел онлайн., – прим. авт.). И с тех пор я мечтал о том, чтобы представить этот фильм живой аудитории. Мне очень-очень важно ваше мнение, поэтому, пожалуйста, не стесняйтесь задавать вопросы. У нас будет сессия вопросов и ответов сразу после показа. Если вам неловко задавать вопросы в зале, просто подойдите ко мне отдельно. Можете найти меня в отеле, можете приехать ко мне в Германию – правда, мне очень важно ваше мнение», - обратился режиссер к зрителям.
«Свои»
В программе «Свои» отражаются боли прошлого и реальность настоящего. Режиссеры – и признанные мастера, и дебютанты – напоминают зрителям о том, что в любых ситуациях важно оставаться людьми. География сюжетов широка. Например, в программу «Свои» в этом году попали два фильма о военном времени. И если в «Уроках фарси» Вадима Перельмана мы видим Бельгийский концлагерь, то в «Блокадном дневнике» - Ленинград. Таким, каким большинство из нас его не знает. Любопытно, что это кино уже получило главный Приз московского международного кинофестиваля и национальную кинопремию «Золотой орел». Однако фильм в прокате еще не появлялся, а значит, у ивановских зрителей была уникальная возможность посмотреть картину на большом экране.
«То, что показано в фильме – это не фантазия режиссера. Андрей Зайцев изучал дневники блокадников. Есть «Блокадная книга» Даниила Гранина и Алеся Адамовича. Они собирали воспоминания блокадников, разговаривали с ними. Огромное количество материала, воспоминания непосредственно очевидцев были положены в основу фильма. А также есть литературная основа – произведение поэтессы Ольги Берггольц», – рассказала продюсер и актриса фильма Ольга Гранина.
Новая программа
Еще один документальный фильм о войне «Михаил Зорин. Жизнь продолжается!» снял кинематографист из Ивановской области Петр Корягин. Это история и воспоминания последнего дожившего до наших дней связиста первого состава легендарного 330-го стрелкового полка (86-й стрелковой дивизии), сражавшегося на Невском пятачке в ходе обороны Ленинграда Михаила Зорина. Киноленту показали в рамках новой программы «Local Voices», которая знакомит зрителей с фильмами кинематографистов Ивановской области и, по словам организаторов, будет формироваться раз в два года. Но все зависит от развития кинопроизводства в регионе! Организаторы не исключают, что программа может стать ежегодной.
«Тарковский контекст»
В этом году участники фестиваля отмечают сразу несколько дат. Так, 70 лет исполнилось Александру Сокурову. Юбилею режиссера и сценариста, ученика Тарковского посвятили программу «Тарковский контекст». В ней показали «Одинокий голос человека» и «Московскую элегию» – две цифровые реставрации фильмов Александра Сокурова. Представлены и короткометражки студентов мастера.
«Не судите ради Бога строго. Мы трудились насколько смогли, насколько нас учил Александр Николаевич. А учит он нас, как вы понимаете, большой-большой ответственности, усердию, труду», – обратился к зрителям ученик Сокурова Сергей Кальварский.
Зрители увидели и «Один день из жизни Андрея Арсеньевича». Это документальный портрет, созданный французом Крисом Маркером. Ему бы в этом году исполнилось 100 лет.
«Последние два года жизни Андрей Тарковский жил в квартире Марины Влади, на тот момент жены Высоцкого и близкой подруги Криса Маркера. И, надо сказать, что Крис Маркер был очень скромным человеком. Но он помогал очень многим артистам и, в частности, например, именно Крис Маркер помог закончить Тарковскому фильм «Жертвоприношение», когда он был уже прикован к постели и смотреть, и контролировать процесс монтажа фильма он мог только в своей квартире. Крис Маркер предоставил ему для этого необходимую технику, – рассказал перед показом зрителям кинокритик Алексей Артамонов. – И, собственно, помимо чрезвычайно интересного анализа творчества Тарковского и высказывания о России, российской ментальности, психологии Крис Маркер запечатлел последние месяцы жизни Тарковского. Например, встречу Тарковского и его супруги с их сыном, который пять лет не мог покинуть пределы Советского Союза и воссоединиться с семьей, самые последние кадры при жизни Тарковского».
Около кино
На фестивале организаторы представили не только кино. Так, на набережной в центре Иванова в белых шатрах устроили ярмарку интеллектуальной литературы. Посетители охотно интересовались книгами о кино, театре, современном танце и архитектуре, новыми и архивными номерами журналов «Сеанс», «Искусство кино», ORNAMENT. Одной из самых любопытных книг стала новинка издательства «Порядок слов» - сценарий «Гофманианы», написанный Тарковским в 1974-м. Отметим, что это первое отдельное издание.
В Белом зале музея промышленности и искусства открыли выставку костюмов к фильму-сказке Олега Погудина «Конек-Горбунок». Ее создали художники по костюмам Надежда Васильева (Балабанова) и Ольга Михайлова. Как отмечают организаторы, в основе художественных образов – рисунки Ивана Билибина. Старинные сари из Индии, лен с фабрики Третьяковых в Костроме – материалы для костюмов были привезены отовсюду. Описать сказочную красоту сложно – лучше один раз увидеть. Тем более, время еще есть: выставка будет работать два месяца.
За лучшую режиссуру и не только
Уже за полтора часа до окончания кинофестиваля к «Лодзю» начали подтягиваться гости. Между ними кружили волонтеры: здоровались, предлагали сделать ПЦР-тест и получить приглашение, следили за порядком и пропускали в кинотеатр. Организаторы ожидали почетных гостей – министра культуры России Ольгу Любимову и киноведа и режиссера Любовь Аркус.
В холле кинотеатра весело общались завсегдатаи фестиваля, а кинематографисты, представлявшие картины на конкурс, слегка нервничали. Церемония закрытия началась чуть позже заявленного в приглашении. Видеоролик о шести днях фестиваля, созданный организаторами, ролик по итогам работы анимационного кампуса «К Уводи у меня претензий нет», фрагменты фильма «Юрьевец», подготовленного документальным кампусом (их создали молодые ребята прямо во время «Зеркала»), а вот и само награждение. Результаты, по признанию зрителей, оказались несколько неожиданными, но оттого не менее приятными. Итак, кто же и какие награды получил?
Приз за лучшую режиссуру - Норика Сефа за фильм «В поисках Венеры»
Приз за профессиональные достижения в дебютном полнометражном фильме - П.С. Винот Радж за фильм «Камешки»
Приз жюри молодых кинокритиков «Голос» - Маркус Ленц за фильм «Соперник»
Приз зрительских симпатий - Вадим Перельман за фильм «Уроки фарси»
Специальный приз программы Local Voices - Петр Корягин за фильм «Михаил Зорин. Жизнь продолжается!»
Гран-При - Жужа Добрашкус за фильм «Бебиа, по моему единственному желанию»
Специальный приз за выдающийся вклад в киноискусство получила режиссер и основательница журнала «Сеанс» Любовь Аркус. На закрытии состоялась мировая премьера новой картины Любови Аркус «Кто тебя победил никто»: фильм-портрет Аллы Демидовой на фоне нескольких эпох российской истории.
После награждения по традиции вся команда фестиваля вышла на сцену. Организаторы, волонтеры, переводчики – все-все, кто старался сделать юбилейное «Зеркало» особенным. Аплодисменты зрителей, слова благодарности генерального продюсера – кажется, мало кто верил в то, что окончание фестиваля наступило так быстро.
«Мне грустно и легко. С одной стороны, фестиваль пролетел на невероятной скорости, пришло время расставаться с командой. С другой стороны – здорово осознавать нужность большой команде масштабного «Зеркала». Люблю фестиваль за то, что могу попробовать себя в совершенно разном. Помочь гостям с трансфером, запустить показ кино в зале на 480 мест, разрешить проблему гостя так, чтобы все остались довольны, – поделилась мнением одна из волонтеров, не пожелавшая представиться. – «Зеркало» развивает коммуникабельность, организаторские способности и любовь к своему делу. Тем приятнее слышать слова благодарности по окончании работы от организаторов и именитых гостей. «Зеркало» – это не на раз. «Зеркало» – это минимум на несколько лет. До встречи!».
Текст и фото: Дарья Капкова, Руслан Ильюшин.