Санкт-Петербург: Ощущаем взглядом поверхность в Музее оптики
24 марта - Молодёжные новости. В экспериментальном зале Pavilion Музея Оптики ИТМО с 16 по 28 марта пройдёт уникальная интерактивная световая экспозиция «Синестезия». Так называют уникальное явление, когда раздражение одного органа чувств провоцирует ощущения и в другом, не связанном. То же самое предстоит наблюдать посетителям выставки: различные звуки - гул, плеск, стук, дробь, шуршание - можно будет буквально увидеть своими глазами. Мы поговорили с автором инсталляции Ксенией Кармолиной о необычном мире чувств, и как можно ощупать звук взглядом.
Что вдохновило на инсталляцию?
Идея проекта пришла, когда я планировала свою курсовую работу. В международной магистратуре «Световой дизайн» Университета ИТМО, где я обучаюсь на специализации «Дизайн интерактивной среды», мы учимся создавать световые проекты для выставочных и сценических пространств. В этом году впервые у нас появилась возможность показать свои работы на практике – на выставке в Музее Оптики. Хотелось создать что-то необычное, связанное с особенностями нашего восприятия окружающего мира. Сначала идея была создать инсталляцию про устройство памяти и показать, что все мы по-разному воспринимаем те или иные события, которые стали нашими воспоминаниями. Но потом задумка трансформировалась в желание обыграть особенности сенсорных ощущений. И я подумала, что вот этот нейрологический феномен - синестезия, когда люди слышат цвета, видят звуки – как раз можно интересно показать через такую инсталляцию.
Расскажите, как посетитель может взаимодействовать с арт-объектом?
Взаимодействуя с ней, посетители могут превращать звуки в световые картины. Взаимосвязь звука и света продемонстрирована посредством спектров. Увидеть ее можно наглядно: зритель может постукивать по поверхности чаш, частота извлекаемого звука преобразуется в частоту света. Например, высокий звук приобретает по радуге фиолетовый цвет, а низкий уже ближе к красному. Также с инсталляцией можно взаимодействовать тактильно: тематическое визуальное наполнение показывает среду, а в чашах расположены материалы этой среды - камни, вода, песок.
Есть ли подобные практики за рубежом?
Да, конечно. Еще в XX веке, когда были популярны все эти игры с модерном и постмодерном, возникали перфомансы на тему сенсорных ощущений. И сегодня эта тема продолжает привлекать светодизайнеров в разных странах мира.
Были ли сложности в реализации? Как их решили?
Трудности были чисто технического характера, например, как показать на практике превращение звука в свет и цвет. Но благодаря слаженной работе своей команды мы быстро с ними справились. Над инсталляций вместе со мной работала целая творческая группа, куда вошли и преподаватели программы магистратуры «Световой дизайн», и практикующие светодизайнеры-кураторы, и специалисты, осуществляющие техническая поддержку и монтаж - всего семь человек.
Кто же художник в такой инсталляции: человек, автор проекта или машина?
Можно сказать, что все вместе: и автор, и зрители. Особенность этой работы, как и других в экспериментальном зале PAVILION - в том, что каждый посетитель становится соавтором инсталляции. Когда вы постукиваете по чашам, перебираете их содержимое – вы взаимодействуете с инсталляцией, и она меняется. И все, что вы видите потом – это уже результат совместного творчества технологий и человека.
Тема органов чувств и нашего восприятия - очень интересная. Как видите её дальнейшее развитие?
Всё, что касается наших сенсорных ощущений – это то, что всегда будет нас волновать. Эта тема не перестанет быть актуальной, в ней есть большой потенциал для дальнейшего развития: можно играть с наполнением, визуальным контентом, подключать какие-то новые каналы, через которые человек может взаимодействовать с ней.
«Синестезия» - не единственная интерактивная инсталляция в Pavilion: организаторами запланирован показ 16 выставок до мая 2021 года, каждая работа будет демонстрироваться две недели.
Текст: Антон Бучин
Фото предоставлено организаторами.