Санкт-Петербург: Каждый кадр - сокровище для зрителя
26 октября – Молодёжные новости. 28 октября весь мир отмечает День анимации. Как явление, мультипликация зародилась на несколько лет раньше кинематографа, а сейчас практически идёт с ним рука об руку. В художественных фильмах последних лет используется столько анимационных приёмов, что некоторые исследователи предпринимают серьезные попытки разграничить эти два вида искусства. Однако традиционная мультипликация тоже процветает – в стриминговых сервисах: выполненный в двухмерной технике «Клаус» от Netflix номинировался на Оскар, а сетевые проекты «Hazbin Hotel» и «Дух моей общаги» набирают мощную фан-базу.
О том, что переживает анимация сейчас и почему она по-прежнему будоражит воображение людей, как и 50 лет назад, журналист МИРа поговорил с Даней Шнягиным – студентом режиссуры анимации СП(б)ГУКИТ, автором мультфильмов «Это жизнь» для канала Юлика.
Как ты понял, что анимация - это твоё?
Я с самого детства любил анимацию. А ещё любил смотреть на людей и представлять их истории. В голове прокручивал практически монтажным способом, как уже потом выяснил, и так у меня всё пошло. Вдохновлялся анимацией с Jetix, смотрел его всегда, даже краем глаза - в гостях, или ещё где-нибудь. Потом у меня появился Nickelodeon, и меня захватили экшен-мультфильмы. Конечно, очень хочется сказать, что с детства меня вдохновлял Юрий Норштейн, но это не так - я засматривался сериалами «Дэнни-призрак», «Жизнь робота-подростка». Мне нравились эти простые сюжеты с примесью фантастики, я размышлял над жизнью этих героев, даже ассоциировал себя с этими персонажами. Хотя моя жизнь, конечно, не была похожа на все эти приключения - тем не менее, ребёнку это совсем не важно.
Создание анимационного фильма - это очень трудоёмкий процесс. Какой этап тебе даётся пока сложнее всего - и как ты с ним справляешься?
Для меня самое сложное в своём проекте - довести дело до конца. Есть определенный заряд энергии, вдохновения. И на одном этом заряде иногда тяжело закончить фильм. Самое сложное для меня - не этап, а успеть пройти на одном дыхании все, что требуется. Но вообще каждый отдельный этап создания анимационного проекта, от создания сценария и раскадровок до чистовой анимации и озвучки мне очень интересен. Чтобы довести до конца дело, для меня мощным мотиватором сейчас является учёба. После выпуска, конечно, всё будет иначе - не будет мастера, который отсматривает твои проекты и направляет тебя. Пока что рука мастера на нас сильно влияет. Такое вмешательство порой мотивирует, развивает какие-то идеи. Но, конечно, иногда бывает так, что ты был вдохновлен личной историей, которую хочется экранизировать, и сталкиваешься с тем, что замысел пока не понятен для других. Понимаешь, что ты не готов к этому сейчас. А вообще, мне кажется, что все проекты должны содержать частицу тебя самого, иначе это вообще не имеет смысла. То, что ты делаешь, должно отражать твой опыт, твою душу, и когда такие аспекты критикуются, это абсолютно нормально. Просто это значит, что твоя идея пока ещё не совсем удачная, и нужно искать другие пути. Вот здесь уже трудности и возникают.
Раньше говорили о закате классической двухмерной анимации, но люди по-прежнему к ней возвращаются. Почему?
Если мы говорим о классической анимации, то я думаю, это потому, что люди чувствуют прорисовку каждого кадра. В этом есть своя ценность, как будто каждый кадр - это сокровище, и глаз зрителя радуется проделанной титанической работе. Когда мы видим в каждом кадре огромный человеческий труд - это самое классное.
Как ты думаешь, зачем люди вообще смотрят мультфильмы?
Анимация и мультфильмы - это отдельный вид кино, который позволяет себе больше, чем, допустим, игровые фильмы. Во-первых, это всё-таки рисованный мир, то есть это гиперболизированные условия, совершенно другие. Я думаю, здесь имеет место и бегство от реальности - как, например, в моем случае, почему я это люблю. Что-то, что отличается от нашей с вами бытовой жизни.
Что бы ты пожелал тем, кто хочет заниматься мультипликацией?
Люди, которые хотят заниматься анимацией, должны прежде всего любить искусство кино. Это сочетание всех визуальных искусств, в том числе аудио. Главное отличие - монтаж. Безусловно, надо любить изначально визуальное искусство - графику, живопись и прочее, но монтаж чрезвычайно важен. Только совместив эти два искусства, можно сделать настоящую анимацию. Если у человека есть изначально желание заниматься именно этими двумя направлениями, то ему однозначно стоит пробовать. Не обязательно куда-то поступать - просто стоит рисовать и насматривать. Я думаю, этого будет достаточно для первого шага, чтобы понять, чего ты хочешь и обрести себя. В профильный вуз больше стоит идти именно для связей. Хотя там есть предметы очень точные - история анимации, история искусств, режиссура. В общении со взрослыми преподавателями-мэтрами запросто можно усвоить информацию, которую тебе самому найти было бы сложно. Их опыт - отдельная ценность, вне учебных программ и методичек. И это самое классное, что есть в ВУЗе.
Заглянем в будущее анимации. Как ты думаешь, куда она перейдёт?
Я думаю, что она будет развиваться в Интернете, на стриминговых платформах. Во-первых, теряет свою силу телевидение - для нашего поколения оно уже довольно сильно проседает. Я последний раз смотрел телевизор лет восемь назад, а YouTube смотрю постоянно. «Отель Хазбин» - достаточно успешный пример проекта на стриминговой платформе. У нас есть «Дух моей общаги», или ещё «Metal family». В нашей стране интернет-искусству пока что расти и расти, поддержку оно не получает такую же серьёзную, как на западе. Однако «Дух моей общаги» показывает большой прорыв. У них был краудфандинговый сбор, они сделали много интерактива - и сбор был очень успешный, намного больший, чем они рассчитывали. Это была первая ступень, и мне кажется, что скоро это всё будет больше развиваться, в конце концов мы перейдем исключительно в Интернет. Я этого очень жду - там комфортная среда, где большая аудитория может познакомиться с твоей работой!
Текст: Антон Бучин
Фото: Pixabay