Санкт-Петербург: Красивое в прекрасное, или Все о кукольниках
19 марта — Молодежные новости. Мы видим как актеры трудятся для своих ролей. Кто-то меняется до неузнаваемости, набирает или сбрасывает вес, кто-то часами прослушивает записи голосов или читает биографии известных людей. Их труд всегда заметен в театре, фильмах, музыкальных клипах. Но в этом мире существует еще одна творческая профессия, которая требует немалого труда, хотя и сам актер бывает скрыт в тени.
21 марта отмечается Международный день кукольника. Это сложная и прекрасная профессия требует огромного мастерства. В преддверии праздника мы пообщались с Матвеевым Борисом Ивановичем, заслуженным артистом Российской Федерации, актером Санкт-Петербургского Большого театра кукол. Он приоткрыл для нас завесу тайны, что окутывает кукольников.
Как началась творческая карьера кукольника?
На сцену я вышел в первый раз в 71-ом году, еще будучи студентом.
В БТК я работаю больше 16 лет. Точно не помню, старенький потому что.
Оказался в театре кукол не случайно, ведь все мои друзья были кукольниками. И дружба эта продолжалась долго. Мне всегда было интересно то, чего я не умею, и я увлекся. Василия Дерягина я называю моим «крестным папой», ведь однажды пришел и сказал: «Боря, мы едем в Америку. Мне нужен актер!». И мы поехали в 91-ом году в Америку. Так все и началось.
Самая любимая кукла?
Это Самсон Вырин из спектакля «Покаяние и прощание». Спектакль идет уже давно, но я до сих, кажется, на эту куклу похож. Хороший спектакль, и коллектив хороший. Приходите!
Как она создавалась?
Как все. Любая кукла создается по задумке режиссера. Потом с художником рисуются эскизы, что-то дорабатывается. Потом в дело включается механик, и художник работает уже с ним в паре. А потом кукла попадает в руки актера, и он уже сам ее немного дорабатывает.
Но, вы знаете, кукла — только называется куклой, она ведь, на самом деле, часть меня. Это мой опыт, моя «кровь».
Сложно ли передать эмоции с помощью куклы?
Есть работа с режиссером, он может сказать, что ему не достает участия событии, например. Тогда мы вдвоем с куклой стараемся выполнить пожелания режиссера. А вообще, если ты сам можешь, то и кукла сможет.
С какими трудностями в профессии приходилось сталкиваться?
Мой учитель говорил: «Не бойтесь сталкиваться с трудностями. И запомните раз и навсегда. Нужно трудное сделать легким, легкое - привычным, привычное - красивым, красивое - прекрасным». Вот бывает не идет контакт с куклой. Тогда ты становишься перед зеркалом и трудишься, чтобы этого контакта достичь, стараешься трудное сделать легким. Это схема на всю мою жизнь.
Сбылась ли детская мечта в этой профессии?
Когда я был маленьким мне очень хотелось стать милиционером, я считал, что у них очень симпатичные лица. Потом мечтал стать официантом, потом хотел стать геологом. А потом как-то все это ушло, и пришли в мою жизнь актеры-кукольники. Но я считаю, что мечта сбылась, ведь это невероятные эмоции.
Я помню момент, когда актеры в одном из спектаклей вышли на поклон, а проход тогда еще был по центру сцены. И вот мальчик из зала попадает в этот проход, а в руках у него шоколадка, еще в фольге и пытается отдать кукле, всю, начатую! Ну, ребята, это дорогого стоит.
Текст: Ирина Каткова