ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
08 августа
07 августа
06 августа
05 августа
04 августа
22:49
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ДОБРА
03 августа
02 августа
01 августа
31 июля
16:12
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ДОБРА
30 июля
29 июля
14:12
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ДОБРА
28 июля
27 июля
26 июля
25 июля
24 июля
23 июля
22 июля
21 июля
20 июля
19 июля
18 июля
17 июля
16 июля
15 июля
14 июля
13 июля
ГОЛОСОВАНИЕ
Нужна ли астрономия в качестве школьного предмета?

Санкт-Петербург: В Петербурге открылась первая выставка картин Боткина

26 июня, 18:08

 

Полотна без автографа. В Петербурге открылась первая выставка картин Боткина | Михаил Петрович Боткин в своей мастерской. Снимок из ателье Карла Буллы, 1913 г. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

 

26 июня — Молодежные новости.   Михаил Петрович Боткин был хорошо известен в России и до революции, и после нее. Прежде всего как коллекционер. А сам он всегда подчеркивал, что он художник. Даже будучи на протяжении двадцати лет гласным петербургской Городской думы, в документах через запятую указывал: «академик живописи».

- К Михаилу Боткину по-разному относились современники. Многим не нравились его консервативные взгляды на живопись, недаром он вступил в полемику, а затем уже и в открытую вражду с нарастающим движением «Мир искусства», - говорит куратор выставки кандидат исторических наук Елена Бакалдина.

Николай Рерих, работавший вместе с Михаилом Боткиным в Императорском обществе поощрения художеств, вспоминал его жесткие оценки в адрес мирискусников: «Все сжечь!» - «Неужели все?» - «Все!» - «И Серова?» - «И Серова». - «И Врубеля?» - «И Врубеля». - «И Александра Бенуа?» - «И Бенуа». - «И мои?» - «И ваши. И ваши нужно сжечь!». Что не мешало, впрочем, Боткину и Рериху уживаться в стенах общества.

А теперь именно в доме Михаила Петровича Боткина на углу 18-й линии и набережной Лейтенанта Шмидта находится Музей Рерихов - и в этом нет никакого противоречия. Выставка же, посвященная Боткину, разместилась в пространстве его бывшей собственной мастерской, в которой он запечатлен на фотографиях...

- Представители новых течений живописи не воспринимали Боткина как художника, и искусствоведы продолжили эту линию. В советское время его вообще считали второстепенным художником. Цель нашей выставки - подтолкнуть исследователей к изучению его творчества. Ведь большинство его работ находятся в запасниках музеев и очень мало - в постоянных экспозициях, - говорит Бакалдина.

Куратор проекта подчеркивает, что перед нами - первая персональная выставка Михаила Боткина. На ней удалось представить практически все направления, в которых он работал, в том числе историческую живопись с религиозным уклоном («Скорбящая Богоматерь», «Вечерня в церкви Святого Франциска в Ассизи», «Концерт для выздоравливающей»), пейзажи, натюрморты, офорты.

Кроме всего прочего Михаил Боткин был еще и блестящим портретистом: именно в этом жанре были созданы две самые известные его картины - «Антиквар» и «Старовер». В своих работах Боткин запечатлел едва ли не всех своих родственников и друзей. Не менее полутора десятков раз он изобразил свою жену Екатерину Никитичну, с которой его связывали очень трогательные отношения.

Михаил Петрович вообще был великолепным семьянином. Сказывалось влияние родителей: семья, в которой он вырос, была огромной и патриархальной. Он был 26-м ребенком у своего отца, самым последним. Когда он родился, отцу было пятьдесят восемь лет, матери - тридцать четыре...

Екатерина Никитична, вышедшая из богатой купеческой семьи, получившая достойное образование, вспоминала, что после свадьбы ей открылся совершенно новый мир. Брак с Михаилом Петровичем подвиг ее не только на семейные, но и на профессиональные достижения: она стала замечательным фотографом. Ее работы были настолько профессиональны, что Илья Репин называл ее едва ли не первым фотографом России.

В 1917 году, после Февральской революции, когда Петрограду грозило немецкое наступление, вдова Михаила Петровича (он умер в 1914 году) передала самые ценные предметы из коллекции супруга на временное хранение в Русский музей. По договору, забрать их надо было по истечении года после заключения мира с Германией. Мир был заключен в 1918 году, но в условиях Гражданской войны было гораздо надежнее оставить собрание в стенах государственного музея. В 1920 году коллекция была национализирована, и ее значительная часть попала в Эрмитаж. Там она находится и сегодня.

Авторские же работы Боткина оставались в его доме. После революции его дочь Елена Михайловна смогла взять особняк в аренду, в которой он оставался до 1928 года. С условием: содержать дом в порядке. Требовались деньги, поэтому приходилось продавать предметы из коллекции в Эрмитаж, частным коллекционерам...

Елена Михайловна понимала, что ей рано или поздно придется освободить помещения, и во второй половине 1920-х годов распределила 287 работ отца по музеям страны. А еще до революции многие картины Михаила Боткина оказались у частных коллекционеров и во многих музеях.

Вот почему сегодня известно местонахождение только половины работ Михаила Боткина из пятисот. И сегодня на выставке представлены полотна из самых разных собраний - не только из Эрмитажа, Русского музея и Третьяковской галереи, но и из музеев Новгорода, Рыбинска, Углича, а также из частных коллекций.

- Около шестидесяти работ Боткина, хранившихся в музеях Пскова, Краснодара, Воронежа, Смоленска, Киева, Харькова, числятся пропавшими во время Великой Отечественной войны, - рассказывает Бакалдина. - Они до сих пор нигде не «всплывали». Да и идентифицировать их может только специалист, глубоко занимающийся его творчеством: дело в том, что только сначала он оставлял на своих полотнах автографы, а потом перестал...

Источник: Санкт-Петурбургские ведомости