ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
07 июля
06 июля
05 июля
04 июля
03 июля
02 июля
01 июля
30 июня
29 июня
28 июня
27 июня
26 июня
25 июня
24 июня
23 июня
22 июня
21 июня
20 июня
19 июня
18 июня
17 июня
16 июня
15 июня
14 июня
13 июня
12 июня
11 июня
10 июня
09 июня
08 июня
07 июня
06 июня
05 июня
04 июня
ГОЛОСОВАНИЕ
Нужна ли астрономия в качестве школьного предмета?

#Гамлет2.0 в Воронеже

06 мая, 17:32

 

6 Мая — Молодежные новости.  7 октября Воронежский академический театр драмы имени А. Кольцова открыл сезон премьерой спектакля «Гамлет» по пьесе Уильяма Шекспира. Режиссер Владимир Петров постарался отмахнуться от традиционных версий и предложил свою.

 

Владимир Петров любит классику: Чехов, Платонов, Уайлдер и вот Шекспир. «Гамлет» – одна из самых популярных, сложных и длинных пьес автора – в постановке Петрова далека от традиционных канонов. Это современное прочтение: замысловатое, эклектичное, с обильным использованием технических визуальных и аудиальных средств, иными сюжетными решениями, а главное, неожиданным выбором актера на роль самого популярного героя мировой драматургии.

Режиссер держал интригу вплоть до сдачи. Выбор Петрова поначалу удивил: Евгений Чистяков – вчерашний выпускник Воронежской академии искусств, в театре служит второй сезон. Ролей у него было мало. И – Гамлет! Но при ближайшем знакомстве с постановкой становится понятно, почему режиссер увидел датского принца в актере с немного угловатой фигурой, взглядом исподлобья, ребячливыми жестами. Евгений Чистяков молод, не обременен грузом прошлых ролей. В нем есть свойственная возрасту дерзость, смелость и при этом нерасплёсканность, цельность натуры. Именно таким видит своего Гамлета режиссер Петров – представителем нового поколения в жизни и на сцене.

Вместо привычных декораций – раздвижной мультимедийный экран во всю сцену. Экран – активный участник спектакля и, почти как у Шекспира, «весь мир». Мир то ограничивается реальной трансляцией зрительного зала (где мы видим сначала себя, а после – мерцающий Призрак отца Гамлета, шикарное королевское ложе, библиотеку, коридоры, подвалы), то расширяется бесконечной водной гладью или полем. Современными технологиями в театре сегодня никого не удивишь, иногда разве что озадачишь. К примеру, линия с включением в повествование телевизионных программ отсылает нас к фильму Бэза Лурмана «Ромео плюс Джульетта», где веронскую историю рассказывают в современных выпусках новостей. Возможно, это художественный парафраз, но, на мой взгляд, излишняя эклектичность лишь усложняет и так непростую драматургическую структуру спектакля.

Гамлет Чистякова носит джинсы, косуху и рваную майку. Он, как типичный представитель своего времени, – отъявленный максималист: если Офелия (Милена Хорошко) отвергает его любовь, значит, все женщины – дрянь. Если он решает драться, то до первой крови. У Петрова Гамлет кто угодно: бунтарь-подросток, шут, сумасшедший, драчун, человек с тонкой душевной организацией, но никак не Герой. И в этом его трагедия. Это не вина актера Чистякова, он очень старается, хотя моментами непростой шекспировский текст всё же вызывает у него сопротивление. Гамлет – «негерой» в трактовке режиссера Петрова. Он толком не умеет ничего: не умеет любить, мстить, доказывать правду, вести за собой людей. Даже на дуэли, где, казалось бы, нет ему равных, он проигрывает. Замечу: сцена боя на рапирах выглядит очень зрелищно (постановщик Александр Щукин). Гамлет – жертва общества, где отцы не воспитывают достойных сыновей, а матери лишают детей любви. Это ли не актуальная для нашего времени проблема? Линия отцов и детей Датского королевства, может, и не была сверхзадачей режиссера Петрова, но прочитывается четко. Здесь актерами руководит текст самого Шекспира, но Петров идет дальше шекспировского текста. Он пытается дать объяснение поведению и характеру Гамлета с позиции дня сегодняшнего, в котором, собственно, мы с вами и живем.

Вот только что датский принц оплакивал смерть Офелии, а через секунду он уже увлеченно дерется на шпагах. Этому Гамлету некогда рефлексировать – расхаживать по сцене, закатив горе-очи. Жизнь слишком быстротечна. Даже классические монологи про «бедного, бедного Йорика», «прогнило что-то в Датском королевстве» напоминают короткие «месседжи», адресованные в зал. И совершенно не обязательно их произносить Гамлету. К примеру, именно Горацио (Егор Козаченко) режиссер доверяет известный монолог «Быть или не быть». И здесь опять сюрприз. Это не классическая шекспировская версия, а текст одного из основоположников русского верлибра Геннадия Алексеева.

                            тысячу раз я спрашивал себя:

быть или не быть?

и тысячу раз в ответ

пожимал плечами —

потом я стал спрашивать

всех подряд:

быть или не быть?

быть или не быть?

быть или не быть?

Слова, слова, слова – это на самом деле удел отцов. Им привычнее болтать и устраивать заговоры, декларировать, давать пустые обещания. Самый страшный их грех – несостоятельность в воспитании детей. Они предали детей во имя собственных страстей: Гертруда (Светлана Поваляева) – любовных, Клавдий (Юрий Смышников) – властных, Полоний (Александр Смольянинов) – раболепных и деспотичных. Мы с удовольствием наблюдаем за прекрасными актерскими работами. Особенно отмечу Валерия Потанина в роли одного из Актёров.

Вообще, ансамбль чувствуется не только у артистов, но и в постановочной части. Художник по костюмам (Полина Рак) постаралась тонко, без швов соединить элементы одежды шекспировского времени и наших дней. Изобретательно выглядит оформление «спектакля в спектакле» – выступление актёров перед королевским двором. Клоунские наряды, украшенные банками от пива, пластиковыми стаканчиками и пакетами – веселая шутка и манифест современной экотенденции. Вариант «Классика light», как своеобразный заманок для молодежи, больше напоминает совместную попытку разобраться в ее характере, целях и устремлениях.

Через пару часов после премьеры постановку «Гамлета» начали обсуждать в социальных сетях – кто-то «залил» фото и фрагменты видео, кто-то запостил селфи на фоне зрительного зала или у входа в театр. Комменты вместо рецензий, лайки и сердечки – виртуальные овации или свист. Это знак времени. Времени, в котором театр по-прежнему привлекает, будоражит и вселяет надежду на долгую и прекрасную дружбу. #Гамлет2.0

 

Текст: Наталья  Гааг

Фото предоставлены Воронежским академическим театром драмы имени А. Кольцова

***

Материал опубликован в рамках проекта «Медиа-школа для молодёжи: интернет-формат». Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

#мымир #мир #молодежь 

#инициатива #развитие #СМИ 

#МИАМИР #молодежныеСМИ #позитив

#добро