ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
10 декабря
09 декабря
08 декабря
ГОЛОСОВАНИЕ
Нужна ли астрономия в качестве школьного предмета?

Санкт-Петербург: Академия Штиглица открывает двухсторонний портрет Ленина и Николая II для зрителей

28 ноября, 21:52

 

В среду, 30 ноября, в 14:00 в Аванзале Музея прикладного искусства Академии Штиглица состоится презентация уникальной двухсторонней картины, на которой изображены император Николай II (худ. Галкин И.С., х.м., 2800х1840, 1896) и Владимир Ильич Ленин (худ. Измайлович В.М., х.м., 2800х1840, 1924). Специальная конструкция рамы, в которую помещено отреставрированное полотно, позволит увидеть оба портрета одновременно.

В течение 90 лет масштабный ростовой портрет В.И. Ленина (1924), написанный в год смерти вождя, украшал интерьер Актового зала школы №206 Центрального района города Санкт-Петербурга (наб. р. Фонтанки, 62). Он был создан выпускником ЦУТР барона Штиглица, автором одного из первых портретов вождя мирового пролетариата (1918) Владиславом Матвеевичем Измайловичем (1872-1959).

В 1970-е годы целостность полотна была нарушена – его случайно порвал один из учеников школы. На многие годы образовавшийся прорыв был задрапирован тканью. В последующие время наиболее крупный оторванный фрагмент был утрачен.

В 2010-е годы руководство школы обратилось в Государственный Русский музей за помощью – встал вопрос о необходимости реставрации поврежденного полотна. Специалисты ГРМ осмотрели фрагмент полотна и сделали вывод – на обратной стороне под водорастворимой краской существует еще одно изображение. В связи с высокой загруженностью реставраторы Русского музея предложили школе обратиться на кафедру живописи и реставрации Академии Штиглица.

В 2013 году работа была передана в СПГХПА. Кураторство проекта взяла на себя профессор кафедры живописи и реставрации Татьяна Леонидовна Поцелуева.

В ходе трехлетней работы было обнаружено, что на обратной стороне портрета находится изображение императора Николая II (1896), созданное в год его коронации, портретистом Ильей Савичем Галкиным (1860-1915). Парадный ростовой портрет был создан для Петровского торгово-коммерческого училища купеческого общества, которое до революции занимало помещения 206 школы.

В течение 90 лет масштабный портрет последнего русского императора был спрятан под слоем краски, которая, по предположению историков, была нанесена самим В.М. Измайловичем. В рамках реставрации были проведены исследования двойной работы. Также в нижней части холста были обнаружены многочисленные мелкие прорывы, предположительно – следы от ударов штыками во время революционных событий. Примечательно, что при рентгенографии полотна было обнаружено, что головы В.И. Ленина и императора практически совпадают.

Сегодня сложно сказать о мотивах, которые подтолкнули преподавателя 206 школы, автора портретов В.И. Ленина (1918), К. Либкнехта (1918), А.В. Луначарского (1920) не записать портрет императора, а законсервировать его. Возможно это было связано с многочисленными работами Измайловича по созданию росписей великокняжеских дворцов и государственных учреждений до революции, а возможно – с предчувствием того, что советская власть не будет вечной и истоия расставит все на свои места.

В художественной практике многократно встречаются живописные работы, написанные одна поверх другой. Такой феномен можно встретить даже при реставрации икон. История искусств также хранит знания о некоторых двухсторонних картинах, созданных одним художником. Однако масштабный двухсторонний портрет, написанный разными живописцами при разных политических режимах, является уникальным феноменом, не имеющим исторических аналогов.

Опуская высокие живописные качества исторических портретов, важно отметить, что обнаружение уникального полотна является значимым и символическим событием в сфере отечественной культуры накануне 100-летия октябрьской революции 1917 года.

Благодаря усилиям сотрудников и студентов кафедры живописи и реставрации, за три года обе стороны картины были восстановлены. Таким образом, уникальная двойная работа может быть представлена публике как символ сложной и противоречивой истории России ХХ столетия.

Широкой общественности картина будет доступна с 1 декабря. Попасть на выставку двухстороннего полотна можно будет по билету в Музей прикладного искусства в часы его работы (вторник-суббота, с 11 до 17). Даты окончания выставки пока не определены.

 

Информация и фото предоставлены отделом по связям с общественностью Академии Штиглица

 

#мымир #мир #молодежь 

#инициатива #развитие #СМИ 

#МИАМИР #молодежныеСМИ #позитив

#добро