10 августа
16 июля
15 июля

Москва: Зонд "Вояджер-2" празднует 35-летие прибытия к Сатурну

25 августа, 19:35

Ровно 35 лет назад зонд "Вояджер-2" сблизился с Сатурном и получил первые фотографии этого удивительного мира и его крайне необычных лун, заставившие астрономов со всего мира с нетерпением ожидать возвращения в эту "мини-систему" планет, сообщает НАСА.

"Сатурн, как и все остальные планеты Солнечной системы, которые посетили "Вояджеры", явил нам множество удивительных открытий и сюрпризов. Дав нам шанс взглянуть на систему Сатурна, Вояджер дал нам гигантский список причин вернуться назад и присмотреться к ней", — заявил Эд Стоун (Ed Stone), руководитель и создатель миссии "Вояджер" из Лаборатории реактивного движения НАСА в Пасадене (США).

Миссия "Вояджер" в лице зондов-близнецов "Вояджер-1" и "Вояджер-2" была запущена в космос в сентябре 1977 года, и на сегодняшний день пара этих аппаратов является самыми далекими от Земли и самыми долгоживущими космическим аппаратами. Сейчас, как показывают наблюдения с датчиков "Вояджера-2", они находятся у границы Солнечной системы и или уже покинули, или близки к выходу из гелиосферы – "пузыря" из плазмы солнечного ветра, окружающего наш мир.

Главной целью программы выступало изучение планет-гигантов Солнечной системы – "Вояджер-1" – на Юпитер и Сатурн, а "Вояджер-2" был "нацелен" на Уран и Нептун. Первый зонд достиг Юпитера и получил первые его фотографии в январе 1979 года, Сатурна – в августе 1980 года, а "Вояджер-2" сблизился с этими планетами и получил их первые высококачественные снимки и фотографии их лун в июле 1979 и 25 августа 1981 года. Миссия "Вояджера-2" была официально завершена в августе 1989 года, когда зонд сблизился и получил первые фотографии Нептуна и его спутника Тритона.

Самым интересным результатом работы "Вояджеров", как вспоминает Стоун, были не фотографии самих планет-гигантов, а их спутников, которые, в выражении Линды Спилкер, ведущего научного сотрудника миссии "Кассини", стали "настоящими звездами" их систем. К примеру, "Вояджер-2" нашел следы геологической активности на поверхности Ио, спутницы Юпитера, нашел намеки на наличие гейзеров на Энцеладе, открыл густую атмосферу на Титане, а также открыл несколько новых лун у Сатурна.

Несмотря на то, что с момента запуска "Вояджеров" прошло уже почти 40 лет, оба аппарата продолжают работать и изучать самые дальние подступы Солнечной системы, раскрывая тайны химического состава и физических свойств пространства за пределами гелиосферы. Вполне вероятно, что "Вояджер-2" переживет "Кассини", его наследника в деле изучения Сатурна, который будет разбит НАСА об верхние слои атмосферы планеты в конце 2017 года.

Информация и фото предоставлены РИА Новости