17 декабря
16 декабря
15 декабря

Москва: Телескоп MeerKAT "открыл глаза" и открыл тысячи новых галактик

16 июля, 23:24

Южноафриканская часть мегателескопа SKA —  телескоп MeerKAT – официально начала свою работу еще до завершения его постройки и открыла тысячи ранее неизвестных галактик в первый же сеанс своей работы, сообщает пресс-служба проекта SKA.

"Те результаты наблюдений, которые мы показали вам сегодня, наполняют нас уверенностью в том, что до открытия SKA наш MeerKAT будет ведущим радиотелескопом мира после того, как будут установлены все 64 радиотарелки", — заявил Джастин Джонас (Justin Jonas), главный инженер южноафриканской части SKA.

Телескоп SKA, который начнет работать в 2019 году, будет представлять собой массив более чем из 3 тысяч антенн, объединенных в одну гигантскую виртуальную антенну площадью в один квадратный километр. Ожидается, что мегателескоп начнет первые наблюдения не раньше 2019 года и сможет помочь ученым исследовать процессы формирования галактик и черные дыры, а также поучаствовать в поиске внеземной жизни.

За право разместить массив на своей территории боролись ЮАР и "дуэт" из Австралии и Новой Зеландии, но в марте 2012 года Консультативный совет проекта заключил, что "жизнь на два дома" будет лучшим вариантом для мегателескопа. Было решено, что среднечастотные антенны MeerKAT будут размещены в Южной Африке, антенны низкой частоты SKA — в Австралии и Новой Зеландии.

Сегодня руководство MeerKAT объявило о завершении первой фазы постройки телескопа и вводе в эксплуатацию первых 16 радиоантенн комплекса. Для получения первых данных и фотографий ученые проекта избрали небольшой участок ночного неба, где ранее почти ничего не находили, кроме нескольких десятков галактик.

Первые же фотографии с MeerKAT показали, что на самом деле в этой "пустыне" обитает свыше 1,2 тысячи галактик, а также множество черных дыр и других объектов, излучающих в радиодиапазоне. Высокое разрешение телескопа даже позволило ученым заглянуть в центр одной из далеких галактик и получить изображение сверхмассивной черной дыры, поглощающей материю и выплевывающей часть ее в виде тонких пучков плазмы, разогнанной до околосветовых скоростей.

Так как этот снимок покрывает всего 0,01% от общей площади ночного неба, можно ожидать, что MeerKAT и полный SKA откроют миллионы новых галактик и принципиально новые объекты, о которых астрономы сегодня еще и не знают.

Информация предоставлена РИА Новости