14 августа
23 июля
22 июля

Мир: А над нами - все небо в алмазах

21 июля, 21:53

21 июля – Молодежные новости. О том, что где-то над нами все-таки есть небо в алмазах, ученые предполагали еще тридцать лет назад. В 1981 году в журнале Nature выходит статья Марвина Росса с заголовком «Слой льда на Уране и Нептуне - алмазные небеса?» («The ice layer in Uranus and Neptune—diamonds in the sky?»). Согласно гипотезе Росса, на ледяных гигантах, таких как Уран и Нептун, на 7 000 километровой глубине температура и давление увеличиваются настолько, что метан распадается на углерод и водород. Водород, по массе меньший, чем углерод, поднимается в верхние слои атмосферы. Углерод же опускается к ядру планеты, превращаясь в алмазы.

В наши дни группа пытливых ученых, возглавляемая Домиником Краусом, провела опыт, подтверждающий эту гипотезу. Для этого они воспользовались оборудованием Национальной ускорительной лаборатории SLAC в Стэнфорде.

Суть эксперимента состояла в следующем: лазером на свободных электронах группа Крауса нагрела стирол до температуры в 5000 Кельвинов, а также увеличила давление до 1,5 бар. Стирол заменил метан для большей аутентичности атмосферам исследуемых планет.  В результате ученые наблюдали расщепление вещества на водород и углерод, а также превращение последнего в алмаз.

Изучение природы ледяных гигантов - по-настоящему важная задача, стоящая перед астрономами: ведь в галактике Млечного пути эти планеты встречаются в 10 раз чаще своих газовых побратимов вроде Юпитера. До сих пор Уран и Нептун остаются для ученых загадкой из-за своей удаленности. Лишь один раз они попадали в их поле зрения во время полета зонда «Вояджер-2», но это была скорее побочная часть миссии.

Текст: Антон Бучин