Санкт-Петербург: Андрей Борисенко: «Земля — это такой тонкий и хрупкий организм, который нужно беречь»
13 апреля — Молодежные новости. В преддверии празднования Дня космонавтики МИР провел прямую трансляцию с Андреем Борисенко, летчиком-космонавтом и героем Российской Федерации.
Андрей Иванович, член отряда космонавтов ФГБУ НИИ ЦПК, ответил на несколько интересных вопросов молодых ребят о космосе и самой романтичной в мире профессии космонавта!
Почему решили стать космонавтом? Была ли это детская мечта?
Это было очень давно, где-то во втором классе, мне было лет 10. Тогда мне в руки попала книга прекрасного детского писателя Юрия Садовникова «Продавец приключений», и настолько хорошо и интересно она была написана, что я решил «примерить» ее на себя. Оглядываясь назад, можно сказать, что она действительно была отправной точкой для становления космонавтом. Потом, конечно, были более серьезные, осознанные шаги, в поле зрения попадались уже другие книги. Научные, космическая фантастика… Год за годом так сформировался интерес к этой профессии. А потом в Петербурге я увидел объявление о наборе в отряд космонавтов, и там уже всерьез сформировалось понимание, что такое профессия космонавта.
Через что проходят космонавты перед первым полетом?
До первого полета человек сдает более 100 зачетов и экзаменов. Все эти тренировки проходят с полным выкладыванием, практически на пределе человеческих сил каждого космонавта, потому что каждый понимает, что если что-то сдать плохо, то будешь передвинут в конец космической очереди.
Что самое сложное во время полета?
Каждый рабочий день, каждый рабочий час нужно работать так, словно ты сдаешь экзамен, который тебе нельзя провалить. Это и психологически тяжело, и физически.
Откуда красивее смотреть на северное сияние – с Земли или из космоса?
Вы знаете, мне повезло в том плане, что я видел его не только из космоса, но и очень много наблюдал с Земли. Когда мне было два года, родители увезли меня за Полярный круг, по месту службы моего отца, в связи с этим я очень много и часто видел северное сияние во всей красе. И могу сказать, что все-таки с Земли это выглядит более захватывающе, ведь заполняет все то пространство, где ты находишься. От горизонта до горизонта!
Хотели бы вы, чтобы ваш сын связал свою жизнь с космонавтикой?
Вопрос сложный, и да, и нет. Всем родителям хочется, чтобы дети продолжали их дело, чтобы достигли еще больших успехов. С другой стороны я очень хорошо понимаю сложность нашей профессии, и вот исходя из этого, я не могу сказать, что очень хотел бы, чтобы сын пошел по моим стопам.
Поменялось ли у вас мировоззрение по возвращении на Землю?
Немного изменилось мое личное отношение к планете. Если раньше призывы беречь планету были более абстрактным понятием, чем конкретным ощущением этой необходимости, то после полета в космос я столько насмотрелся на нашу Землю из иллюминатора, столько раз видел следы неразумной деятельности, после этого действительно начинаешь понимать, что Земля — это такой тонкий и хрупкий организм, который нужно беречь, причем каждому человеку в меру своих возможностей.
Поэтому я всячески поддерживаю практику ведения раздельного сбора мусора, ведь это то, что мы хотя бы можем делать у себя дома.
Трудно ли управлять космическим кораблем?
Ну, нужно понимать, что управление космическим кораблем сильно отличается от управления не только машиной, но и управления самолетом. Космический корабль — это очень большой и сложный механизм. Как минимум пилот не может по своему желанию изменить траекторию его движения, а также управлять им невозможно по наитию, для этого нужны очень сложные математические расчеты.
Текст: Ирина Каткова
Фото: Роскосмос