27 февраля
22 января
21 января
20 января
19 января

Республика Татарстан: КФУ примет участие в программе поиска полезных ископаемых на Луне

22 февраля, 19:50

22 февраля — Молодежные новости.  С 2031 по 2035 год на Луну будут доставлены четыре автоматических космических аппарата. Один из этих аппаратов, «Луна-31», привезет на естественный спутник Земли тяжелый луноход массой до 5 тонн, предназначенный для добычи полезных ископаемых. Мы выяснили, почему необходимо лететь за полезными ископаемыми на Луну и какой научной работой, связанной с их поиском, займутся в Казанском федеральном университете.

«Согласно прогнозу аналитиков Goldman Sachs, опубликованному в 2015 году, запасов золота, цинка и алмазов на Земле осталось на 20 лет добычи, а резервы платины, меди и никеля иссякнут через 40 лет. Те же сроки применимы и для редкоземельных металлов. Все эти элементы необходимы для развития технологий в областях электроники, связи, оборонной промышленности, поэтому их важность неоспорима. В связи с этими обстоятельствами возникает потребность в поиске альтернативных источников полезных ископаемых», – объяснил профессор Института физики КФУ, директор астрономической обсерватории им.В.П.Энгельгардта КФУ Юрий Нефедьев.

В России проблемой исследования лунных и астероидных ресурсов активно занимается профессор МГУ Владислав Шевченко. В 2019 году опыт В.Шевченко стал использоваться и в Казанском университете. Аспирант Института физики КФУ Алексей Андреев по предложению Владислава Шевченко приступил к разработке методов оценки селенофизических и морфологических свойств поверхности Луны и созданию имитационных моделей перспективных мест прилунения космических аппаратов. Эти иммитационные модели будут представлять собой ресурсные карты с обозначением территорий, где высока вероятность найти богатые залежи полезных ископаемых. На них также будут указаны подходящие для прилунения плато.

«Известно, что появление кратеров на Луне связано с падением малых тел Солнечной системы, преимущественно астероидов. Недавние исследования показали, что некоторые кратеры могут содержать вещество не только самого кратера, но и тела, его образовавшего. Согласно результатам исследований, проведенных В.Шевченко, если предположить, что кратер размером около 500 метров был образован в результате падения металлического астероида и в нем сохранилось по крайней мере 20% астероидного вещества, то в осколках должно быть около 20 тонн чистого железа, 3,6 тонн никеля, 180 килограммов кобальта и 1 килограмм платины», – рассказал А.Андреев.

Однако связь между размером кратера и его «содержанием», как отмечает аспирант, не прямая: объем полезных ископаемых зависит от скорости и угла падения на лунную поверхность малого тела. Так, например, 25% всех «ударников» являются медленными, то есть такими, что их скорость при падении на лунную поверхность составляет менее 12 километров в секунду. При такой скорости столкновения непосредственно на поверхности Луны может сохраниться до 50% астероидного вещества.

Полезные ископаемые планируется добывать в будущем не только на Луне, но и на астероидах. Интересно, что определена уже «стоимость» некоторых из них.

«В 1994 году был исследован астероид 1986 DA размером около 2 километров. По спектральным наблюдениям было установлено, что он содержит значительные запасы железа, никеля, кобальта и платины общей массой примерно 30 миллиардов тонн. В рыночных ценах 2012 года стоимость этих металлов составляла около 87 триллионов долларов. Для сравнения – государственный долг США в 2012 году оценивался «всего» в 15,5 триллионов долларов», – сообщил Алексей Андреев.

Космическое агентство NASA запланировало в 2025 году начать проект по разработке малого астероида размером около 7 метров в диаметре, который расположен неподалеку от Земли. При помощи автоматического космического аппарата планируется захватить его и переместить на орбиту Луны, там его промышленно переработать и уже затем полезные ископаемые отправить на Землю или использовать непосредственно на окололунной орбите для создания соответствующих компонент для космических аппаратов