16 октября
15 октября
14 октября

Мир: Бетельгейзе могла «съесть» звезду размером с Солнце

20 декабря, 21:12

20 декабря – Молодёжные новости. Ближайшая к нам звезда-гигант Бетельгейзе могла в недавнем прошлом в буквальном смысле «съесть! небольшое светило-спутник размером с Солнце в тот момент, когда она «раздулась» и превратилась в красного гиганта, говорится в статье, опубликованной в журнале MNRAS.

«Мы не можем объяснить скорость вращения Бетельгейзе. Она вращается в 150 раз быстрее, чем любая другая звезда, которая бы просто крутилась вокруг своей оси сама по себе, без вмешательства со стороны "внешних" сил», — рассказывает Крейг Уилер (Craig Wheeler) из университета Техаса в Остине (США).

Бетельгейзе – одна из самых больших и ярких звезд на небе, которые можно легко заметить и без телескопа. По оценкам ученых, эта звезда тяжелее Солнца примерно в 15-25 раз. Если Бетельгейзе поместить в центр Солнечной системы, ее внешние слои находились бы, по некоторым оценкам, примерно на орбите Марса или даже Юпитера.

В отличие от Солнца, звезды «среднего возраста», Бетельгейзе находится на последнем этапе звездной эволюции — стадии красного сверхгиганта. На этом этапе звезды, которые исчерпали свой запас водородного "горючего", резко расширяются и начинают сбрасывать вещество внешних оболочек в открытое космическое пространство, формируя красивую туманность.

Недавние наблюдения за Бетельгейзе и тем, как «растянуто» ее излучение, исходящее с противоположных сторон звезды, поставили перед учеными одну очень странную загадку. Оказалось, что внешние слои этого умирающего светила вращаются со скоростью в примерно 15 километров в секунду.

Подобная скорость вращения в сотни раз больше, чем предсказывают теории, описывающие поведение красных гигантов, что заставило ученых задуматься о том, что могло «раскрутить» Бетельгейзе и при этом остаться незаметными для телескопов Земли. Для раскрытия причин этого Уилер и его коллеги создали компьютерную модель умирающего светила, и попытались найти «виновника» его ускоренного вращения.

Как показали расчеты авторов статьи, Бетельгейзе не могла раскрутиться самостоятельно – даже при изначально высоких скоростях движения вокруг своей оси будущий красный гигант должен был затормозиться до скорости в 0,1 километра в секунду вне зависимости от всех изначальных свойств светила. Поэтому, необходим какой-то внешний фактор, который бы раскрутил звезду.

По словам Уилера, в далеком прошлом Бетельгейзе могла быть «двойняшкой» – парой из двух звезд, одна из которых обладала заметно меньшей массой, чем второе светило. Эта звезда, будущая Бетельгейзе, быстрее исчерпала свои запасы «звездного горючего» и превратилась в красного гиганта, раздувшись и покрыв второе светило своими внешними оболочками, всего через десять миллионов лет после своего рождения.

В результате этого менее крупная звезда слилась с ядром красного гиганта, в ходе чего возникла мощная вспышка, выбросившая значительную часть материи меньшей звезды в окружающий Бетельгейзе космос, на расстояние в несколько десятков миллиардов километров. Подобный выброс, похожий на своеобразное кольцо из горячей плазмы, окружающей звезду-гиганта, действительно существует в окрестностях Бетельгейзе, и его можно увидеть в любой мощный телескоп.

Его необычно «круглая» и очень ровная форма, а также высокая скорость движения, по словам астрономов, говорит о том, что данная структура действительно сформировалась тогда, когда Бетельгейзе «съела» свою спутницу. Если это действительно произошло, то тогда прогнозы о скором взрыве этого красного гиганта могут оказаться в корне неверными, так как ядро Бетельгейзе, в таком случае, было искусственно «омоложено» материей ее соседки.

Информация предоставлена РИА Новости